29 апреля 2016 г. В ИЕРУСАЛИМЕ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ПАЛОМНИКОВ ПОВТОРИЛИ КРЕСТНЫЙ ПУТЬ ИИСУСА ХРИСТА
В Иерусалиме 29 апреля, в Великую Пятницу, десятки тысяч паломников со всего мира повторили Крестный путь Иисуса Христа — дорогу, по которой Он шел на смерть, неся Свой Крест. Крестный ход возглавил Иерусалимский архиепископ.
Η ΠΟΡΕΙΑ ΤΗΣ ΟΔΟΥ ΤΟΥ ΜΑΡΤΥΡΙΟΥ.
(ВИДЕО) ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД ПО ВИА ДОЛОРОЗА 29 апреля 2016 г.
В этот день православные христиане вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя. Это самый скорбный день в году.
Виа Долороса (Via Doloros) — Крестный путь, Дорога скорби — начинается в мусульманском квартале от Львиных ворот (ворот святого Стефана) в Старом городе Иерусалима.
Крестный ход идет от Претории по улице Виа Долороса (лат. Via Dolorosa, «Путь Скорби» — ЦИ.) в старом городе, по которой пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия — Голгофе.
Дорога скорби завершается у Храма Гроба Господнего, внутри которого, по преданию, находится Голгофа — место распятия Иисуса Христа.
По традиции крестный ход совершает 14 остановок.
1. Допрос Иисуса Понтия Пилатом, и приговор Христа на смерть (Мф. 27, 26);
2. Арка, где Пилат вывел Иисуса перед первосвященниками, и указывая на Христа сказал «Это человек» (Ин. 19, 5);
3. Место первого падения Христа;
4. Место встречи Христа с Богоматерью на пути к Голгофе;
5. Место встречи Христа с Симоном Киринейским, которому дали нести крест до Лобного места;
6. Место, где Святая Вероника вытерла лицо Христа своим шелковым покрывалом;
7. Место второго падения Христа;
8. Место встречи Христа с благочестивой женщиной;
9. Место третьего падения Христа;
10. На входе в Храм Гроба Господня — снятие одежды — предел Разделения Риз, где с Иисуса сняли одежду перед распятием;
11. Пригвождение Спасителя к Кресту;
12. Иисус умирает на Кресте;
13. Снятие Сына Божия с Креста и помазание Тела Христа благовонным миром перед погребением;
14. Положение Тела Иисуса во гроб. Праведный Иосиф Аримафейский взял Тело Спасителя, обернул его пеленами и похоронил в своей гробнице, которая находилась в скале. Здесь Христос Воскрес.
Великая Пятница: Крестный путь и Распятие
Христос осужден, бит римскими воинами, поруган народом, оставлен учениками, распят. На Голгофе рядом была лишь Богородица, ап. Иоанн и несколько женщин.
От Тайной Вечери до погребения
– Великая Пятница посвящена событиям страданий и распятия Господа нашего Иисуса Христа.
Все службы Страстной седмицы имеют иерусалимское происхождение, и это очень важно для их понимания. Что из себя представляло богослужение в древнем Иерусалиме? Это было шествие по святым местам, по Крестному пути.
Все богослужение Великой Пятницы и есть духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом. В древнем Иерусалиме это шествие продолжалось целую ночь.
Такой тип службы назывался стациональным богослужением, то есть шествием с остановками. Стация — это остановка.
Такое богослужение было чрезвычайно характерно для Иерусалима и, кстати, для Константинополя тоже. Верующие ходили во время службы по городу и его окрестностям, это отмечают многие источники.
В Великую Пятницу шествие начиналось на Елеонской горе, затем переходило в пригород Иерусалима, потом в сам город. Во время шествия были остановки: на месте, где был суд у Каиафы, в претории, где был суд Пилата, затем шествие постепенно приходило на Голгофу.
Голгофа — последняя остановка, где звучат все дальнейшие песнопения и чтения. С течением веков количество евангельских чтений увеличивалось. Сейчас в нашей Церкви, само собой, никакого шествия не происходит. Вся служба читается и поется в одном храме.
Но это древнее стациональное богослужение отразилось непосредственно на строе службе Великой Пятницы. Позже произошло соединение чина Двенадцати Страстных Евангелий с обычной утреней, что и дало в результате наше богослужение, которое называется «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа».
На практике служба Двенадцати Евангелий совершается в четверг вечером, но задумана была как ночное бдение. Потому что в Иерусалиме это шествие происходило ночью, сразу после событий Тайной Вечери.
И первое чтение (самое длинное чтение во всем православном богослужении) — это прощальная беседа Господа с учениками. Это почти пять глав Евангелия от Иоанна. Второе чтение — моление в Гефсиманском саду и взятие Господа под стражу, третье — суд у Каифы, четвертое — суд у Пилата и так далее: о распятии, о словах, которые Господь говорил на Кресте, о том, как Он умирает и как Его погребают в пещере и приваливают к пещере камень.
На этом последование заканчивается. Оно проводит перед нашим взором весь Крестный Путь от Тайной Вечери до погребения Господа в пещере.
Все песнопения, которые поются между чтениями, комментируют сами чтения.
Например, перед седьмым евангельским чтением, повествующем о распятии, поется светилен Страстного Четверга — «Разделиша риза моя себе и об одежде моей меташа жребий», а после восьмого евангельского чтения, повествующего о разбойниках, которые были распяты по правую и по левую руку от Господа, поется известное песнопение — светилен Великой Пятницы «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси Господи».
Царские часы
Страстная Пятница — день строжайшего поста, Литургия в этот день не совершается. Вторая служба Страстной Пятницы называется Царскими часами. Она совершается в пятницу утром. Традиция этого богослужения уходит корнями в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. А в константинопольской традиции она соединилась со службой обычных часов.
Наименование «Царские часы» она получила в Константинополе, потому что на этой службе всегда присутствовал император. Часы продолжают ту же тему, которая была ночью на чтении Двенадцати Евангелий. Читаются те же Евангелия, только их уже не двенадцать, а четыре (по количеству часов). Мы снова возвращаемся к тем событиям, только теперь они изложены уже по четырем Евангелистам.
Вынос плащаницы
Третья служба Страстной Пятницы – великая вечерня с выносом Плащаницы. Она совершается на практике именно в то время, когда и должна быть — во второй половине дня, после полудня. Вечерня Страстной Пятницы четко делится на две половины. Первая половина — еще одно воспоминание Страстей, снова читается составное Евангелие о Страстях.
А вторая половина службы повествует о погребении Тела Господа во гробе, точно соответствуя тексту Евангелия по времени: Господь был погребен вечером в пятницу.
Но в церковном обиходе существует одна очень досадная ошибка, которая крепко вошла в традицию. Считается почему-то, что день погребения — это суббота. И погребением называют утреню Страстной Субботы. Но в субботу никак не могло происходить никакого погребения. Потому что в субботу по иудейским законам любое погребальное действие было строжайше запрещено, и это многократно упоминается в Евангелии.
В богослужении есть последование, посвященная погребению — это вторая половина вечерни Страстной пятницы. Это событие изображается как вынос плащаницы.
Плащаница — это вышитая или писаная горизонтальная икона Христа, лежащего во Гробе. По своему происхождения плащаница – евхаристический воздух, плат, которым покрывают Чашу и Дискос во время Евхаристии.
Когда ходили на крестный ход, из благоговения Евангелие обертывали в этот плат.
Позже этот плат стал Плащаницей, которая участвует в службе Великой Пятницы и Великой Субботы.
Но главный предмет на этом входе все-таки не Плащаница, а Евангелие. Это вход с Евангелием.
В Великую пятницу плащаницу выносят на вечерне этого дня. Выносят и полагают в центре храма, для поклонения верующих.
Вынос плащаницы — это и есть символическое погребение. Это совершается во второй половине дня в пятницу, т. е. именно в то время, когда это происходило по Евангелию, до захода солнца, потому как после захода солнца у иудеев уже начиналась суббота.
Этим объясняется спешка, с которой хоронили Христа: не успели даже совершить все обряды, не успели как следует помазать Его тело благовониями. Почему мироносицы прибежали ко гробу с первыми лучами солнца воскресного дня? Они должны были доделать незавершенное.
Утреня Великой Субботы, которую по досадному недоразумению называют погребением, несет совершенно иной смысл и имеет другое происхождение. В приходской практике она служится вечером в пятницу, хотя была задумана как ночная, но в некоторых монастырях совершается ночью.