ВЕЛИКИЙ ПЯТОК. КРЕСТНЫЙ ХОД ПО ПУТИ СТРАДАНИЯ ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМЕ (ВИДЕО)

56913.p

29 апреля 2016 г. В ИЕРУСАЛИМЕ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ПАЛОМНИКОВ ПОВТОРИЛИ КРЕСТНЫЙ ПУТЬ ИИСУСА ХРИСТА

В Иерусалиме 29 апреля, в Великую Пятницу, десятки тысяч паломников со всего мира повторили Крестный путь Иисуса Христа — дорогу, по которой Он шел на смерть, неся Свой Крест.  Крестный ход возглавил Иерусалимский архиепископ.

Η ΠΟΡΕΙΑ ΤΗΣ ΟΔΟΥ ΤΟΥ ΜΑΡΤΥΡΙΟΥ.

(ВИДЕО) ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД ПО ВИА ДОЛОРОЗА  29 апреля 2016 г.

10426225_1274786265905001_937027522596053187_n

 

В этот день православные христиане вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя. Это самый скорбный день в году.

Виа Долороса (Via Doloros) — Крестный путь, Дорога скорби — начинается в мусульманском квартале от Львиных ворот (ворот святого Стефана) в Старом городе Иерусалима.

Крестный ход идет от Претории по улице Виа Долороса (лат. Via Dolorosa, «Путь Скорби» — ЦИ.) в старом городе, по которой пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия — Голгофе.

Дорога скорби завершается у Храма Гроба Господнего, внутри которого, по преданию, находится Голгофа — место распятия Иисуса Христа.

По традиции крестный ход совершает 14 остановок.

1. Допрос Иисуса Понтия Пилатом, и приговор Христа на смерть (Мф. 27, 26);

2. Арка, где Пилат вывел Иисуса перед первосвященниками, и указывая на Христа сказал «Это человек» (Ин. 19, 5);

3. Место первого падения Христа;

4. Место встречи Христа с Богоматерью на пути к Голгофе;

5. Место встречи Христа с Симоном Киринейским, которому дали нести крест до Лобного места;

6. Место, где Святая Вероника вытерла лицо Христа своим шелковым покрывалом;

7. Место второго падения Христа;

8. Место встречи Христа с благочестивой женщиной;

9. Место третьего падения Христа;

10. На входе в Храм Гроба Господня — снятие одежды — предел Разделения Риз, где с Иисуса сняли одежду перед распятием;

11. Пригвождение Спасителя к Кресту;

12. Иисус умирает на Кресте;

13. Снятие Сына Божия с Креста и помазание Тела Христа благовонным миром перед погребением;

14. Положение Тела Иисуса во гроб. Праведный Иосиф Аримафейский взял Тело Спасителя, обернул его пеленами и похоронил в своей гробнице, которая находилась в скале. Здесь Христос Воскрес.

776156

 

 

 

 

 

 

 

 

 

658132_20140418170705

658144_20140418170903

658143_20140418170903

658135_20140418170903

776160

776159

776158

776157

Великая Пятница: Крестный путь и Распятие

Христос осужден, бит римскими воинами, поруган народом, оставлен учениками, распят. На Голгофе рядом была лишь Богородица, ап. Иоанн и несколько женщин.

Илья Красовицкий, старший преподаватель кафедры богословия ПСТГУ:

От Тайной Вечери до погребения

– Великая Пятница посвящена событиям страданий и распятия Господа нашего Иисуса Христа.

Все службы Страстной седмицы имеют иерусалимское происхождение, и это очень важно для их понимания. Что из себя представляло богослужение в древнем Иерусалиме? Это было шествие по святым местам, по Крестному пути.

Все богослужение Великой Пятницы и есть духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом. В древнем Иерусалиме это шествие продолжалось целую ночь.

Такой тип службы назывался стациональным богослужением, то есть шествием с остановками. Стация — это остановка.

Такое богослужение было чрезвычайно характерно для Иерусалима и, кстати, для Константинополя тоже. Верующие ходили во время службы по городу и его окрестностям, это отмечают многие источники.

В Великую Пятницу шествие начиналось на Елеонской горе, затем переходило в пригород Иерусалима, потом в сам город. Во время шествия были остановки: на месте, где был суд у Каиафы, в претории, где был суд Пилата, затем шествие постепенно приходило на Голгофу.

Голгофа — последняя остановка, где звучат все дальнейшие песнопения и чтения. С течением веков количество евангельских чтений увеличивалось. Сейчас в нашей Церкви, само собой, никакого шествия не происходит. Вся служба читается и поется в одном храме.

4

“Голгофа” Паоло Веронезе, 16 век. Изображение с сайта artita.ru

Но это древнее стациональное богослужение отразилось непосредственно на строе службе Великой Пятницы. Позже произошло соединение чина Двенадцати Страстных Евангелий с обычной утреней, что и дало в результате наше богослужение, которое называется «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа».

На практике служба Двенадцати Евангелий совершается в четверг вечером, но задумана была как ночное бдение. Потому что в Иерусалиме это шествие происходило ночью, сразу после событий Тайной Вечери.

И первое чтение (самое длинное чтение во всем православном богослужении) — это прощальная беседа Господа с учениками. Это почти пять глав Евангелия от Иоанна. Второе чтение — моление в Гефсиманском саду и взятие Господа под стражу, третье — суд у Каифы, четвертое — суд у Пилата и так далее: о распятии, о словах, которые Господь говорил на Кресте, о том, как Он умирает и как Его погребают в пещере и приваливают к пещере камень.

На этом последование заканчивается. Оно проводит перед нашим взором весь Крестный Путь от Тайной Вечери до погребения Господа в пещере.

Все песнопения, которые поются между чтениями, комментируют сами чтения.

Например, перед седьмым евангельским чтением, повествующем о распятии, поется светилен Страстного Четверга — «Разделиша риза моя себе и об одежде моей меташа жребий», а после восьмого евангельского чтения, повествующего о разбойниках, которые были распяты по правую и по левую руку от Господа, поется известное песнопение — светилен Великой Пятницы «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси Господи».

Baltasar_de_Echave_y_Rioja_-_The_Burial_of_Christ_-_Google_Art_Project

“Снятие с креста” Бальтазара Эчаве Риоха, 1665 год. Изображение с сайта studyblue.com

Царские часы

Страстная Пятница — день строжайшего поста, Литургия в этот день не совершается. Вторая служба Страстной Пятницы называется Царскими часами. Она совершается в пятницу утром. Традиция этого богослужения уходит корнями в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. А в константинопольской традиции она соединилась со службой обычных часов.

Наименование «Царские часы» она получила в Константинополе, потому что на этой службе всегда присутствовал император. Часы продолжают ту же тему, которая была ночью на чтении Двенадцати Евангелий. Читаются те же Евангелия, только их уже не двенадцать, а четыре (по количеству часов). Мы снова возвращаемся к тем событиям, только теперь они изложены уже по четырем Евангелистам.

124023

Икона “Не рыдай мене мати”; Россия, кон. 19 века. Изображение с сайта cirota.ru

Вынос плащаницы

Третья служба Страстной Пятницы – великая вечерня с выносом Плащаницы. Она совершается на практике именно в то время, когда и должна быть — во второй половине дня, после полудня. Вечерня Страстной Пятницы четко делится на две половины. Первая половина — еще одно воспоминание Страстей, снова читается составное Евангелие о Страстях.

А вторая половина службы повествует о погребении Тела Господа во гробе, точно соответствуя тексту Евангелия по времени: Господь был погребен вечером в пятницу.

Но в церковном обиходе существует одна очень досадная ошибка, которая крепко вошла в традицию. Считается почему-то, что день погребения — это суббота. И погребением называют утреню Страстной Субботы. Но в субботу никак не могло происходить никакого погребения. Потому что в субботу по иудейским законам любое погребальное действие было строжайше запрещено, и это многократно упоминается в Евангелии.

В богослужении есть последование, посвященная погребению — это вторая половина вечерни Страстной пятницы. Это событие изображается как вынос плащаницы.

Плащаница — это вышитая или писаная горизонтальная икона Христа, лежащего во Гробе. По своему происхождения плащаница – евхаристический воздух, плат, которым покрывают Чашу и Дискос во время Евхаристии.

Когда ходили на крестный ход, из благоговения Евангелие обертывали в этот плат.

Позже этот плат стал Плащаницей, которая участвует в службе Великой Пятницы и Великой Субботы.

Но главный предмет на этом входе все-таки не Плащаница, а Евангелие. Это вход с Евангелием.

В Великую пятницу плащаницу выносят на вечерне этого дня. Выносят и полагают в центре храма, для поклонения верующих.

Вынос плащаницы — это и есть символическое погребение. Это совершается во второй половине дня в пятницу, т. е. именно в то время, когда это происходило по Евангелию, до захода солнца, потому как после захода солнца у иудеев уже начиналась суббота.

INGROPARE8

“Икона “Положение во гроб”; Россия, 15 век. Изображение с сайта wikipedia.org

Этим объясняется спешка, с которой хоронили Христа: не успели даже совершить все обряды, не успели как следует помазать Его тело благовониями. Почему мироносицы прибежали ко гробу с первыми лучами солнца воскресного дня? Они должны были доделать незавершенное.

Утреня Великой Субботы, которую по досадному недоразумению называют погребением, несет совершенно иной смысл и имеет другое происхождение. В приходской практике она служится вечером в пятницу, хотя была задумана как ночная, но в некоторых монастырях совершается ночью.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.