Это может быть интересно

f0c8c256972091448751a390e70682af
1
Грандиозное экклезиологическое открытие сегодня для многих: оказывается, миряне могут сами освятить куличи и вербочки. И отсюда не менее грандиозная же проблема: зачем тогда вообще нужны попы?

А я и более того скажу: миряне при необходимости могут освятить сами всё. Даже воду святых Богоявлений. И даже Таинство совершить — Крещение. И даже отпеть.

Так что, «долой попов?», «святим дома сами по
инструкции в ю тубе?», «ни копейки дармоедам-попам, мама сама всё вкусно освятит, и деньги в семью»?

Нет. Церковь не так работает. Освятить самому — это не оттолкнуть контролершу и проехать без билета. И это не взять сигареты за прилавком самому, потому что продавцу некогда, или он отвернулся.

Это реализация своего царственного священства в экстремальных условиях.

2
Церковь — это единый организм, где все — даже женщины («даже» — фыркнут радикал-феминистки, — ишь!) — это священники.

Все мы — «род избранный, царственное священство, святой народ, люди, принадлежащие Богу, призванные возвещать о Его великих делах. Он призвал нас из тьмы в Свой чудесный свет». (1Пет 2:9).

Почему же мы не служим литургию все по очереди в храме? Потому что у каждого в церкви своя священная функция.

Так как каждый христианин не может полностью посвятить свою жизнь совершению храмового богослужения из-за исторически сложившейся сложности этого богослужения и множества семейных хлопот и забот, то с самого начала существования Церкви из общего священства силой святого Духа выделяется особое частное священство и наделяется особыми полномочиями, подобно тому, как Христос поставил на особое служение апостолов.

Поэтому все богослужения, освящения и таинства за редчайшими исключениями совершаются в храме руками особо избранных священнослужителей.

Так что на нас — священниках — действительно особая благодать и особая ответственность. Но это не значит, что остальные христиане безблагодатны и безответственны. Функция мирян — сослужить священнику, каждый на своём месте — на клиросе или стоя в храме.

Да, да! Миряне в храме не рассеянно внимают «священному спектаклю», оценивая пение хора, а сослужат священнику.

3
Помимо храмового есть и другие виды богослужения. Например, молитва дома. И её вполне могут совершать и совершают члены семьи сами.

А есть и удивительное богослужение, которое совершается в храме тела каждого из нас. А «разве вы не знаете, что ваше тело является храмом Святого Духа, Который живет в вас и Которого вы получили от Бога? Вы уже не принадлежите самим себе» (1Кор 6:19).

Это богослужение заключается в непрестанном молитвенном предстоянии перед Богом и соблюдении Его заповедей, в стяжании Духа Святого.

А как определить, есть в нас Святой Дух или нет? По Его плодам: это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).

Это налагает особую ответственность на жизнь человека. Надо ПОСТОЯННО быть с Богом. А значит, освящать чистотой и целомудрием, миром и любовью все свои дела, слова, и даже мысли.

А это мало кому было под силу даже в древности, о чем и написано в посланиях апостольских. Вот и говорим мы вместе с Петром: «Уйди от меня, Господи, ведь я человек грешный! (Лк 5:8). И вместо ежесекундного богослужения внутри себя выделяем для богослужения лишь определенные часы в храме, а «оставшуюся» жизнь освящаем разными внешними знаками освящения: водичка, вербочка, куличики, просфорки, утренними и вечерними молитвами, торопливым благословением трапезы.

Почему именно священник всегда освящает воду, вербы и куличи? Потому что это часть ХРАМОВОГО богослужения. А освящение трапезы или вечерние молитвы — часть домашнего, и участие священника в домашних священнодействиях кроме освящения квартиры, как начала жизни члена Церкви в новом доме, или молебна уже не требуется.

4
Поначалу эти часы общего богослужения были свидетельством святости жизни ВСЕХ собравшихся. Сейчас это, скорее, напоминание ВСЕМ о необходимости освящать свою жизнь соблюдением заповедей и любовью к ближним.

И это освящение становится нам поддержкой в жизни, благодатной помощью в стремлении сделать свою жизнь богослужением Святого Духа.

В условиях же ВРЕМЕННОЙ НЕВОЗМОЖНОСТИ нормальной жизни Церкви, недоступности священников и уставного храмового богослужения каждый христианин вынужден вновь возложить бремя богослужения и освящения на себя.

Временно. Как вынуждена нести двойную нагрузку одна нога после тяжелого ранения и гипсования другой. Надеясь, что жизнь войдёт в нормальное русло, и вновь все части Церкви смогут исполнять свои функции.

5
И самое интересное: что же делать, когда временная невозможность становится уже абсолютной по независящим от христиан причинам?

Идти путём беспоповцев и часами вычитывать пространные тексты богослужения без надежды когда-либо причаститься? Вряд ли со мной многие согласятся, но нет.

Если священников нет совсем, и взять их негде, и это не какой-то эстетический каприз в стиле «ахъ, я гиперправославный православец не считаю этого гнусного архиерея или попа настоящим, потому что…» дальше очередная надуманная фишечка про ереси — «экуменизм», «обновленчество», «модернизм», чтения на русском языке, любит/не любит власти и т.п., то миряне собираются и, помолясь, избирают себе новых священников и вновь реализуют себя в Евхаристии и соблюдении заповедей как Церковь Христова. И законное апостольское преемство будет не в цепочке возложения рук, а в преемственности Святого Духа. Как и неоднократно случало в истории. Вы же помните, что святитель Василий Великий арианами был рукоположен?

«Вы простетант, батюшко?»

Нет. И молюсь и надеюсь, что такого развития событий не понадобится, и законное священство до конца времен будет совершать всё то, что нам доверила вся Христова Церковь во главе с Её Главой.

А пока куличики можно и дома посвятить.

Но пожертвовать родному храму, задыхающемуся от множества необходимых платежей и расходов, необходимо.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.