Лекция, посвященная Иннокентию Сибирякову

DSC_4392

На приходе храма Целителя Пантелеимона 21 ноября 2021 года состоялась лекция-беседа о нашем земляке Иннокентии Сибирякове, почившим на Святой Горе Афон 19 ноября 1901г. и преданным земле 21 ноября. Пройти мимо этой круглой даты (120лет) прихожане храма не могли. У нас в северном пределе Алена Горелова на боковой части окна написала «икону» схимонаха Иннокентия (Сибирякова), где еще нет обычного для святых нимба, но ожидаемое прославление святого укрепляет нашу веру в его небесное заступничество о нас. Беседу мы назвали его словами и аналогичным названием фильма о нем: «Помогите мне – я страшно богат». На беседу пришли ученики Воскресной школы, участники местного молодежного движения и прихожане храма. О чем же нам пришлось подумать и поразмышлять?

Эпиграфом к размышлениям о предназначении человека и путях восхождения к этому предназначению мы взяли слова пророка Иеремии (Иер.6:16): «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим». Чтобы понять суть характера и поступков человека, надо посмотреть в глубину его корней, в ту атмосферу, в которой родился и вырос человек. Последовательно и глубоко рассматривая род Сибиряковых, который ведет свое начало от Афанасия Сибирякова, выходца из Архангельской губернии, пришедшего на берега Байкала в начале 17 столетия (!!!) и заложившего основы пароходства, можно увидеть, как во всех шести поколениях рос и крепчал духовный стержень.

Иннокентий Михайлович Сибиряков родился 30 октября по церковному календарю (12 ноября по н.с.) 1860 годав семье купца I-ой гильдии, потомственного почетного гражданина Михаила Александровича Сибирякова и Варвары Константиновны (в девичестве Трапезниковой). Характерными чертами как Сибиряковых, так и Трапезниковых были их церковное благочестие и благотворительность. Представители, как той, так и другой семей щедро жертвовали на строительство и благолепие иркутских храмов, верно понимая, что главное народное достояние надо приносить Богу. Являлись они и попечителями различных богоугодных заведений. В их семье выросло шестеро детей: трое сыновей и трое дочерей. И каждый из них оставил о себе самую яркую память.

В 1975 году осиротевший юноша Иннокентий, самый младший в семье, был взят в Петербург в семью брата Константина и, не смотря на свою болезнь, стремился к образованию. Не смотря на свою юность, он доставшиеся по наследству средства употребляет на благотворительную деятельность по восстановлению и устроению храмов, поддержку многих учебных заведений, студентов, облегчение жизни рабочих и их семей на принадлежащих теперь ему приисках. Но эти миллионы и светская жизнь в миру не радуют его. Он говорил своим друзьям: «Я обладаю богатством. Как это случилось, думал я, что в моих руках скопились такие средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Не есть ли эти средства, случайно попавшие ко мне, достояние других людей, искусственно перешедшее в мои руки? И я нашел, что это действительно так, что мои миллионы — это результат труда других лиц, и чувствую себя не правым, завладев их трудами». Великодушие и сердечность благотворителя не могли не сказаться на духовных запросах Иннокентия Сибирякова, сделало его чутким к делу Божией правды на земле. Он, будучи сам миллионером, тем не менее, всю свою жизнь искал духовного и нравственного совершенства, все в своей жизни подчинил именно этой цели: служению истине, добру, стремлению к идеалу.

Пройдя искус неприятия и даже гонений, Иннокентий переходит жить на подворье Свято-Андреевского скита под покровительство своего духовного отца иеромонаха, позднее архимандрита Давида (Мухранова), положившись во всем на Бога и поручив свое прохождение по пути монашеского подвига духовному отцу. В 1894 г., иеромонах Давид взвешенно подошёл к желанию Иннокентия Михайловича стать монахом и, прежде чем совершить над ним постриг, сделал всё возможное, чтобы показать своему духовному сыну трудности монашеской жизни — тот молитвенный подвиг афонских иноков, в котором преимущественно и состоит монашеская жизнь. С этой целью иеромонах Давид и Иннокентий Сибиряков уезжают на Афон. Почему Иннокентий Михайлович и иеромонах Давид выбрали Афон? Мотивы этого выбора лежат в особенностях души Иннокентия Михайловича- в его неуклонном желании во всём стремиться к совершенству. А Афон всегда был светочем в православном мире.

В 1898 году Иннокентий Сибиряков был пострижен на Афоне в мантию с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи, а через год – в схиму с возвращением ему имени Иннокентий с тем же небесным покровителем. Неоднократно схимнику Иннокентию предлагали рукоположение, но он отказался, считая себя недостойным священного сана. Молодой схимник явил святогорским аскетам «образец совершенной нестяжательности и подвижнической жизни». В братии доселе вспоминаются и, вероятно, долго будут вспоминаться его братская любовь и неподдельное смирение, кои проявлялись у него во всех его поступках. Дни своей иноческой жизни он проводил, пользуясь малым отдыхом, в строгом посте и горячей слёзной молитве. В его келии пять дней в неделю не полагается есть никакой горячей пищи, а масло и вино употребляются только по субботам и воскресеньям. На Афоне самое тяжёлое келейное правило существует для схимонахов, которые ежедневно должны положить 1200 поясных и 100 земных поклонов, и это — не считая церковных служб.

Через год схимонах Иннокентий, душа которого дозрела до житницы небесной, заболел и 6 ноября 1901 года после соборования и причастия скончался кончиной праведника. 8 ноября 1901 года (по старому стилю) на Афоне в Свято-Андреевском скиту торжественно совершался чин погребения схимонаха Иннокентия, в миру Иннокентия Михайловича Сибирякова. Он исполнил на земле не только дела беспримерной благотворительности, но и понес труды по ПРЕОБРАЖЕНИЮ ДУШИ В НОВУЮ ТВАРЬ.

По афонскому обычаю сохранять главы умерших на Афоне иноков и паломников, в костнице Свято-Андреевского скита хранится на почетном месте рядом с главами основателей скита и глава схимонаха Иннокентия. Она имеет янтарно-медовый цвет, что по афонскому преданию говорит об особой посмертной участи ее обладателя: считается, что владелец такой главы не только спас свою душу, но и особо угодил Богу.

Жизнь и подвиг миллионера, благотворителя, схимника Иннокентия Михайловича Сибирякова – удивительный пример для людей состоятельных, подтверждающий наглядно учение Православной Церкви о том, что «ничто так не уподобляет человека Богу, как благотворение». Пример и обнадеживающий, и путеводный, способный вдохновить на добрые дела от чистого сердца многих и в наши дни.

Королькова Надежда Михайловна

DSC_4392

DSC_4377

DSC_4383

DSC_4385

DSC_4382

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.