Памяти атамана Николая Меринова

i

05 марта 2016 года на 69 году жизни ушёл от нас в Селения праведные  потомственный, родовой  иркутский  казак, сын белого казачьего офицера, наш брат и товарищ, Наказной Атаман  Союза казачьих войск Азиатской части России,  войсковой Атаман Иркутского казачьего войска, казачий полковник Меринов Николай Михайлович.

Ушел из жизни один из ярких лидеров современного казачества, настоящий патриот своего Отечества, выдающийся политический и общественный деятель, душой болевший за Россию и ее народ.

b1142419ce90f52eea39cf36550c0c2a

Прекрасный историк, замечательный краевед, он был обаятельным человеком, его скромность, простота, чуткость, его собранность и непреклонная воля снискали ему искреннюю любовь и глубокое уважение всех, кто его знал.

Николай Михайлович был человеком не только не безразличным к Отечеству и Родине, но прежде всего, он был сыном святой православной Церкви. Родовой казак из с. Большое Голоустное, он не только возродил казачество на своей малой Родине, но и принимал активное и горячее участие в восстановлении родного храма святителя Николая в своем селе. В 90-е годы был восстановлен Никольский храм, от которого еще оставались старые бревна в ветхом, чудом сохраненном здании храма. Настоятелем храма в период первого его восстановления был иеромонах Феофан, ныне игумен, который вспоминает как Н.М. Меринов принимал участие и непосредственно вкалывал в этот храм все свою силы и любовь. Молился там и получал благословение. Надо было видеть эту радость в его глазах, когда наконец храм на берегу Байкала был восстановлен и в нем начались постоянные богослужения. О. Феофан еженедельно приезжал на Байкал и регулярно служил в храме Литургию, совершал таинства. Тогда еще храм стоял как в прежние века – отдельно, особняком, возле которого лишь располагался деревенский погост. И в сравнении с днем сегодняшним, совсем не верится, что это было еще так недавно, когда село Большое Голоустное сохраняло еще свое первозданное и естественное состояние. И для многих было не досягаемое. Это были поистине счастливые дни.

голоустн 1

Но все закончилось как будто в один день. В Страстную седмицу Великого поста в 1998 г. храм по неизвестной причине совершенно неожиданно загорелся, и ввиду отсутствия возможности устранить пожар, совсем сгорел! Такого никто никак не ожидал. И прежде всего это был удар и трагедия для священника и жителей села. Из числа которых, относил себя и Николай Меринов.

В то время строительство храма, а тем более деревянного, да еще в такой глухой деревне, как с. Большое Голоустное, — было делом почти не вероятным. Но о. Феофан и такие люди как Н.М. Меринов для себя решили без всяких сомнений – храм будет восстановлен на прежнем месте. И храм восстановили. И этому прежде всего помогли молитвы людей и чаяния всех, кто ранее молился в нем. Н.М. Меринов стал к себе более строгим, более ревностным в вере. Вместе со своей супругой Лидией Мериновой они повенчались. Каялись в своих грехах и причащались. Николай Меринов установил по всей Иркутской области в значимых казачьих местах поклонные кресты, один из которых на месте Успенского храма в г. Иркутске, другой в родном селе. Отремонтировали часовню Святителя Николая на месте обретения его иконы в Большом Голоустном. При непосредственно участии Юрия Белова была обретена чудотворная икона Святителя Николая Байкальская и торжественно перенесена на место обретения в новый храм. Казаки встретили икону своего покровителя стоя на коленях.

DSC07613

Несколько лет назад неожиданно ушла в иной мир жена атамана Меринова Лидия, что было сильной утратой для него. Ее похоронили  у храма – на берегу Байкала. Завуч общеобразовательной  школы, Лидия, умерла в разгар учебной четверти и ее провожала вся школа. Она была для многих детей любимым учителем.

Для всех нас, кто знал атамана – это невосполнимая утрата. Для казаков Сибири – настоящая потеря родного и любимого отца, бати, с которым им было «любо-любо», и любовь эта была неподдельной, а присяга горячей и они ее не нарушили. Даже устроенный в последние десятилетия раскол и дробление казаков не повлияли на основной костяк иркутского казачества, которые не покорились «ельцинским и путинским атаманам», не стали «красными казаками». Ибо атаман их был с ними, он их не предавал, не продавал своих казаков. У них любовь была настоящая, мужская, взаимная и даже в каком-то смысле святая. Была и есть, поскольку для нас смерь – это приобретение. А для Н.Меринова она была ожидаема, и он к ней готовился, и готовил своих казаков к своему уходу.

054

053

Новому, довольно странному явлению, как современные казаки, не имеющие ни преемственности, ни традиции, которые для казаков святые, ничего больше не остается, как открыто и без стеснения вводить своих слепых овец в заблуждение . О том, что Меринов «бывший атаман». Для них он и не был атаманом, они ему не присягали или отреклись от присяги, — а значит, снял с себя присягу. Он был, есть и остается атаманом для потомственных верных иркутских казаков, которые верные ему и сейчас, и любят его по сей день. Для них он батька-атаман. А «бывших» атаманов не бывает! Они либо атаманы, либо волки в овечьих шкурах.

Znak_Irkyt_KV_2_1_  Атаманы же сегодня обращаются ко всем с речью:

«Господа атаманы, казаки и казачки  Просим ваших молитв о новопреставленном рабе Божием Николае.
Господи! Прими дух раба Твоего с миром! Царствие ему небесное и вечный покой!

Верховный атаман Союза казаков  России  Задорожный П.Ф.

Первый Верховный атаман Союза казаков  России  Мартынов А.Г.

Атаманское правление.

Председатель Совета стариков Союза казаков  России Ичев А.Г.»

kanun

Ростислав Румянцев

фото автора

 

Памяти атамана Меринова

Александр Турик

512c960e0cf00

Март для русских патриотов-иркутян выдался тяжёлым. 14 марта годовщина ухода нашего великого земляка В.Г.Распутина, 25 марта два года как ушёл мой друг и соратник, один из наиболее активных деятелей русского движения А.С. Новиков, 29 марта годовщина упокоения моего друга со школьной скамьи С.К.Константинова, с которым мы в 70-е-80-е занимались нелегальной литературой, и вот очередная утрата – 5 марта 2016 г., на 69 году жизни скончался атаман Иркутского казачьего войска Николай Михайлович Меринов – завтра будем провожать его в последний путь к его малой родине, посёлку Большое Голоустное на берегу Байкала, 110 км от Иркутска.

Эта весть застала меня на другой стороне Байкала, где заканчивалось наше ежегодное мероприятие – Байкальский Ледяной переход памяти героев Великого Сибирского Ледяного похода Белой армии генералов Каппеля и Войцеховского. К усталости физической прибавился и этот моральный удар. Более всего сожалею, что так и не удалось встретиться с атаманом для неспешной беседы о прошлых делах и оценки нынешней ситуации, его тяжкая болезнь не располагала к этому, да и моя занятость также… Тяжело писать очередной некролог. Уходят ветераны русской гвардии, поднявшие на свои плечи непомерную тяжесть возрождения полуживой России, истерзанной кликой безродных интернационалистов и русофобов. Уходят, не увидев окончательного одоления вековой смуты…

3-2_25

С Николаем Михайловичем меня свёл 1990 год – начало возрождения российского и иркутского казачества. Николай Михайлович был сыном хорунжего в Белой армии Верховного Правителя А. Колчака, репрессированного в 1938 году, и казачья закваска передалась ему по наследству. Кроме того он получил высшее историческое образование. Поэтому в нём соединялось стремление подлинного возрождения казачества в его духе и быте и постоянное изучение истории казачества и его трагедия в годы революции и гражданской войны.

Начало 90-х было временем надежд и борьбы. Надежд на возрождение исторической России и борьбы с «новоявленными иудами», вновь оседлавшими рычаги власти, и пытавшимися устроить новое расказачивание. И это, конечно, наложило свой отпечаток и на становление иркутского казачества. Фактически оно восставало из небытия, и были такие журналисты (то есть люди с высшим образованием), которые утверждали, что в Иркутске вообще никаких казаков не было, хотя со времени основания атаманом Похабовым Иркутска, и до 1920 года в Иркутске и Иркутской губернии казаки жили и служили безпрерывно. Вот как «славно» поработали свердловы, нахамкесы, губельманы, мехлисы, и выдрессированные ими безчисленные шариковы.

merinov_2

Поэтому, когда некоторые обвиняют атаманов в тех или иных ошибках и неудачах, они не понимают, что это общероссийская наша беда безпамятства и русофобии, в атмосфере которых никакие личные усилия не могут превозмочь общей бездуховности властей и бывшего «советского народа». А сделано при атамане Меринове было немало. Я в те годы возглавлял Русский Национально-Патриотический Союз «Верность», издавал газету «Русскiй Востокъ» и был избран народным депутатом Иркутского горсовета, поэтому в правлении ИКВ был назначен  старшиной по связям с госорганами и общественными организациями. Так как я хорошо понимал огромное значение для возрождения России казачества, то старался помогать становлению ИКВ всемерно.

331

Атаман Меринов отдавал всего себя войсковым делам – казачество не просто стало делом его жизни, оно стало его жизнью. Атаман был твёрдым монархистом и сторонником Белого дела, и таким же при нём было и всё войско, хотя и маленькое по сравнению с другими казачьими войсками, но сильное духом и идеологически твёрдо бело-монархическое. Этого мы не скрывали и исповедали ясно и открыто. Конечно, характер был у него непростой, и не простыми были отношения в войске и в правлении, менее всего он был дипломатом, и это не способствовало сохранению кадров. Но глядя сегодня в прошлое, могу честно сказать, что никто бы не сделал больше. Атаман и наше войско были уважаемы во всех казачьих войсках. И к слову нашего атамана прислушивался и сам Атаман Союза казаков Мартынов, а затем и Задорожный.

Особая, славная и трагическая страница – участие в 1992 году иркутских казаков-добровольцев в вооружённой борьбе за Приднестровье, двое из которых – Олег Халтурин и Сергей Васильев сложили свои головы под Бендерами.

….Конечно, противостоять государству не способно ни одно общественное движение, и «реестр» фактически разжижил и обезсилил российское казачество. «Реестр» не принял атамана Меринова, и расколол войско, как и казачество в целом. С этих пор деятельность атамана сосредоточилась на просветительской работе, установке памятных крестов и написании книг по истории иркутского казачества.

Покойся с миром, Атаман! Господи, прости новопреставленному Николаю все грехи его вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное! Аминь.

Александр Турик

052

051

DSC07612

DSC07629

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.