Вторая седмица Великого Поста 2017. Неделя Торжество Православия

skachannye-fajly1

Вторая седмица Великого Поста 2017 — с 6 по 12 марта

Неделя торжество Православия в 2017 году — 5 марта

Первое воскресенье Великого поста называется днем Торжества Православия. Этот праздник связан с именами царицы Феодоры и Константинопольского патриарха Мефодия, которые положили много сил для восстановления иконопочитания. Незадолго до этого христиане боролись против ереси иконоборчества. Противники икон говорили о том, что верующим не стоит поклоняться кумирам и творить идолов из изображений Христа, Богоматери или святых. По всей византийской империи уничтожали и оскверняли иконы и устраивали гонения на тех, кто почитал святые образа.

В 842 году умирает молодой император Феофил — муж Феодоры, который перед смертью, возможно, покаялся в своем иконоборчестве. По всей империи быстро восстанавливается почитание икон, и к Великому посту 843 года царица Феодора и патриарх Мефодий решают отметить победу Православия над ересями. К 11 веку в Византийской Церкви появляется особый чин Торжества Православия, который принимает и Русская Церковь.

Преподобный Феодосий Печерский, выбравший для Киево-Печерского монастыря устав преподобного Феодора Студита, принес этот чин на Русь в конце 11 века.

Постепенно в чин Торжества Православия стали включать тексты с рассказами о православных догматах. В этой службе описываются определения всех Вселенских соборов, поминаются умершие патриархи и правители. Наиболее известной частью этого богослужения стало провозглашение анафемы. Сейчас почти все считают, что слово «анафема» означает проклятие человека, осуждение его на вечные муки, но на самом деле это просто свидетельство Церкви об отпадении от нее одного из ее членов, отлучение от Церкви. Это было хорошо видно в 1901 году при отлучении от Церкви Льва Толстого. Текст Синода предусматривал возможность отмены анафемы в случае публичного раскаяния писателя.

В чине Торжества Православия к 1917 году осталось 12 анафем, осуждавших тех, кто отрицает существование Бога, считающих, что Бог представляет собой лишь особого человека. Также в этот день предаются анафеме люди, считающие, что Сын Божий меньше Отца, отрицающие необходимость прихода в мир Христа, полагающие, что Христос не искупил наших грехов. Иными словами, первые анафемы, которые можно услышать в чине Торжества православия, обращены к откровенным безбожникам и последователям самых древних ересей.

Все эти догматы составляют основу веры каждого православного христианина. Отменять анафемы Церковь может в случае раскаяния отлученного при жизни или открытия новых обстоятельств после смерти. В чин Торжества Православия также входит провозглашение вечной памяти всем защитникам Православия и православным христианам.

Икона Торжество Православия

Икона Торжество Православия

В центре композиции крупнее всего изображена икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Икона стоит на Престоле, ее поддерживают два ангела в красных придворных одеждах.

Икона на Престоле напоминает о молебне, совершенном Константинопольским патриархом Мефодием, императрицей Феодорой, ее трехлетним сыном Михаилом и всем православным народом 11 марта 843 года в храме Святой Софии. После молебна был совершен крестный ход по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах. По преданию, во время молебна Феодора благодарила Бога за прощение ее мужа, императора Феофила, прежде яростного иконоборца. На двенадцатом году правления он сильно заболел.

Как-то Феодора услышала вопль императора: «Горе мне, несчастному: подвергаюсь побоям за святые иконы!» Услышав крики мужа, она с молитвой возложила на больного образ Богородицы. Император поцеловал святой образ, и ему стало легче. После смерти мужа Феодора созвала Собор, предавший иконоборцев анафеме. Участники Собора записали в еретики и императора, но его имя чудесным образом исчезло из списка.

Икона Торжества Православия разделена на два ряда. Вверху слева от иконы Богородицы — праведная императрица Феодора с сыном Михаилом. Царевич Михаил присутствует на иконе, несмотря на то что впоследствии его за беспутную жизнь прозвали пьяницей. На иконе он изображен как участник исторического события.

Справа от Престола — святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, шумен Студийского монастыря, автор многочисленных трудов в защиту иконопочитания.

В нижнем ряду в центре изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (участник Седьмого Вселенского собора, при возобновившем иконоборчество Льве Армянине он несколько лет провел в заточении и умер в ссылке) и Стефан Новый (монах с Авксентиевой горы, был наставником всего Константинопольского монашества, советовал монахам не поддаваться на провокацию иконоборцев, а немощным — скрываться там, где нет гонений), держащие икону Христа.

Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия, который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора. Дальше — два брата, Феодор и Феофан Начертанные. Такое странное прозвание братья-защитники икон получили, нагому что на их лицах

Вселенского собора. Дальше — два брата, Феодор и Феофан Начертанные. Такое странное прозвание братья-защитники икон получили, нагому что на их лицах по приказанию императора Феофила раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи. Слева от Престола изображена мученица Феодосия с иконой Христа-Эммануила в руках. Именно она не дала солдату сбросить медный образ Спасителя, висевший на воротах Константинополя более 400 лет. За это Феодосия была убита.

Тропарь недели Торжества православия

tropar torjestvo pravoslaviya

Торжество Православия и первая седмица Великого поста

Торжество Православия отмечают в воскресенье первой седмицы Великого поста. Праздник памяти Торжества Православия учрежден православной церковью в память о великой победе над еретиками-иконоборцами. Эта победа стала своеобразным знамением уничтожения всех ложных убеждений о вере в принципе. Суть праздника — в священной божественной победе правды над ложью.

Долгая дорога к истине

Почитание-св.-икон-Торжество-Православия.-Греческая-иконаПервая волна иконоборства возникла в VII веке в Греции и продолжалась более века, распространившись широко по многим государствам, приняв ужасающие масштабы. Иконопоклонение и иконопись не только осуждались, но жестоко преследовались, приверженцы традиционной православной веры, предполагавшей поклонение изображению лика Господа, арестовывались, заключались в темницы, а затем подвергались жесточайшим пыткам, а их иконы сжигались на кострах.

Иконоборцы считали, что изображать Господа запрещено, как написано в Ветхом Завете. Так продолжалось до 787 года, когда VII Вселенский собор постановил необходимость защиты основных догматов христианской веры, а именно — возможность изображения Господа.

После окончания Вселенского собора в 787 году гонения христиан уменьшились и ослабли, однако не прекратились совсем, а пострадавшие в ходе преследований не были освобождены из заточений вплоть до середины IX века. Именно тогда их освободили, вернули былые посты и чины, а иконоборцам предложено было либо оставить посты, занимаемые ими тогда, либо сменить мировоззрение.

Вторая волна иконоборства началась с 812 и продолжалась вплоть до 842 года.

императрица ФеодораВ 842 году скончался византийский император-иконоборец Феофил. Вместе с ним пришёл конец и ереси иконоборства. Согласно легенде, император Феофил, умирая от тяжёлой болезни, раскаялся в своем заблуждении. А его супруга Феодора, все время не одобрявшая его убеждения и хранившая втайне от мужа в его покоях несколько икон, просила Господа о спасении души Феофила и поднесла к умирающему икону Богоматери, поцеловав которую Феофил тут же почувствовал облегчение и ушел из жизни легко. Феодоре во сне было откровение, через которое она узнала, что грех ее супруга отпущен и он прощен. Так подошла к завершению эпоха жестокой борьбы с иконопоклонением.

Эффективное и полезное средство для улучшения физической формы в виде вкусного чая!

После смерти своего супруга императрица Феодора бросила свои силы на то, чтобы восстановить в правах церковников, притеснённых во времена иконоборческой эры, вернуть иконы на свои места в православных храмах. Она возвела обратно в должность патриарха Мефодия Константинопольского, которого её супруг снял с должности за поклонение изображениям Господа, и вместе с ним в 843 году в самое первое воскресенье празднования Великого поста совершила молебен в Софийском соборе, посвященный Торжеству Православия. На этом молебне присутствовал и сын Феодоры, царевич Михаил, которому тогда было всего 3 года. В тот день весь Константинополь принял массовое участие в большом крестном ходе и возвращении икон, снятых ранее, на их былые места в храмах, а вернувшись обратно в храм совершили Всенощную Литургию.

С тех самых времен и взял своё начало церковный обычай каждый год в день первого воскресенья недели Великого поста совершать торжественное шествие со святыми образами в руках, а также читать Синодик Православия. Этот праздник получил название Торжество Православия. Синодик Православия — это список, перечисляющий всевозможные учения, которые церковь считает еретичными, искажающими самую суть православия. Эти мировоззрения церковь предает анафеме, а затем торжественно поминает тех мучеников и святых поборников веры, что погибли в эпоху иконоборства, защищая свою веру, либо были причастны к восстановлению святого порядка.

3ab68ff1d112На Руси чин Торжества Православия появился только в XIV веке. Хотя его официальное учреждение соответствует датировке самого Торжества Православия. В ходе этого чина читался Символ веры, произносилась анафема, а, кроме того, провозглашалась святая память абсолютно всем существовавшим ранее защитникам православной веры. Синодик Православия, читавшийся в Греции, читался и на Руси, однако туда были добавлены и имена некоторых русских еретиков, таких как Стенька Разин, протопоп Аввакум и прочие. Всего имен было около 4 тысяч.

К IX веку Новгородский митрополит Гавриил внес дополнения в чин Торжества Православия, вычеркнув из него большое количество имен тех, кому превозносилась память, а также множество имен тех, кому провозглашалась анафема. В этой редакции чин был обнародован в 1767 году.

Таким образом, чин Торжества Православия имел место в храмах страны до окончания литургии. Совершался он в центре храма, стоя перед святыми иконами Христа и Богоматери, стоящими на престоле. В 1801 году традиционный чин был несколько сокращен: из него изъяты все имена еретиков, оставались лишь еретические мировоззрения, противные православной церковной вере, таким он сохранялся до 1869 года, тогда из списка исключили также и имена всех преступников государства.

Торжество Православия в наши дни

Сегодня празднество Торжества Православия происходит в церквях в центре, люди стоят в полукруге, на престол ставятся иконы, а в самом конце чина священники перед иконами совершают молебен. Молятся обычно о правах православных, утверждении догматов их веры, а также о возможности и помощи в обращении на истинный путь тех, кто отступил от христианства и церкви.

6761Таким образом, Торжество Православия — это своеобразный символ победы христианской церкви и веры над еретическими учениями и попытками расколоть веру. В этом праздничном чине постановляется не столько само по себе учение о догматах истинного иконопочитания, но догматы всех вселенских соборов. В ходе служб в этот день священнослужители благословляют не только иконопочитателей, но и всех православных, которые живы или уже отошли к Господу в чистой вере.

О чине предания анафеме стоит рассказать отдельно. Этот чин читался в храмах до самого 1917 года. Он тесно связан с неделей Торжества Православия, поскольку изначально в службах недели читались имена преданных анафеме людей.

Что же такое анафема?

Анафема — это процесс отлучения христианина от таинств церкви и запрет общения с верными православными. Провозглашается анафема в соборе. Процесс этот применяется как самое наивысшее наказание за тяжелые грехи. Такими тяжкими грехами могут считаться измена вере православия и распространение еретических учений, ведущих к расколу веры. Анафема, таким образом, — «великое отлучение», которое гораздо выше и страшнее простого отлучения, являющегося всего лишь временным запретом верующего посещать храмы и таинства, участвовать в них либо занимать церковные посты для духовных лиц.

Нужно осознавать, что провозглашение анафемы не закрывает индивиду путь обратно в лоно церкви, не становится вечным проклятием, оно не может быть необратимым актом. Анафему можно снять при покаянии или же после смерти, как это произошло с византийским императором-иконоборцем Феофилом. Его имя было включено в списки анафемы, но позже неожиданно исчезло из них. За это Феодора, его супруга, созвавшая Софийский молебен в 843 году, благодарила Господа, даровавшего прощение её покойному супругу.

tolstoi.1171341650В нашей стране список анафемы постепенно сокращался, из него исчезали имена, сначала некоторые, затем вообще все, оставались лишь ереси. Иногда в него попадали новые имена. Например, в 1901 г. Синод включил в списки предания анафеме писателя Льва Толстого за его проповедование развенчания догматов веры. А к 1917 году анафему перестали провозглашать в принципе. Этот факт был тесно связан с начинавшимися конфликтами церкви и власти, которые духовенство не желала обострять. И до сегодняшнего дня классический чин анафемы не был полностью восстановлен. Главным признали все же уведомление православных и донесение до их сведения не имен грешников, но запретные догмы и действия, что гораздо проще понять, запомнить и избегать в своей жизни.

Торжество Православия — это празднование победы церкви над всеми формами ереси и расколами. Этот праздник напоминает нам о том, какова должна быть истинная вера православного христианина, которая пережила все трудности и осталась жить спустя века.

Значение иконы в Торжестве Православия

Ключевое значение в празднике Торжества Православия занимает икона — как в принципе, так и конкретно взятая икона с идентичным названием. Торжество Православия закрепилось в статусе ежегодного священного ритуала именно тогда, когда была признана разрешённой икона «Торжества Православия», и наоборот.

Давайте рассмотрим, в чём заключается почитание икон православными. Откуда столько разногласий и расхождений у верующих групп?

ikona_i_kartina_01Икона для верующего не является картиной или рисунком. Это изображение святого лика. На это изображение не смотрят для услады взора, для развлечения, — икона необходима для таинства молитвы. Икона представляет собой своеобразное окно в мир духовности, она может стать для верующего проводником, связав его с божественной реальностью. Икона не может нравиться или не нравиться как художественная картина. Сама по себе икона — условное изображение, полное символов, которые необходимо учиться правильно читать и толковать. Любой символ, любая деталь на иконе имеют свое глубокое значение.

Иконопись — это искусство, которое изначально представляло собой сакральное письмо, понятное посвященному верующему. Так, например, на иконе не присутствует такой элемент изображения, как тень, ведь икона — это источник божественного света и не может содержать в себе тени. Иногда непосвящённого человека может удивить странное несоответствие пропорций на иконах. Это вовсе не означает, что иконописец не умел правильно передавать перспективу и изображать людей или предметы. Икона — это не портрет человека, а изображение его духовной сути.

На иконе мы можем увидеть странные для непривычного глаза вещи, например, не три стороны постройки, а четыре или пять: таким способом иконописец передает символ, означающий, что мы не просто смотрим на изображение, а находимся внутри него, оно нас окружает. Конечно же, с течением времени меняются и каноны написания икон. Жесткий канон древних иконописцев смягчается и становится более светским, понятным современному человеку.

Основа догмата о поклонении иконам состоит в том, что верующий поклоняется не материалам, из которых изготовлена икона, краске или доске, на которой она написана, а духовной сущности, изображенной на ней. Чтобы изображение святого лика или сюжета стало иконой, его необходимо освятить.

6Весомым аргументом противникам иконопоклонения может стать откровение самого Иисуса, написанное в Новом Завете: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14,9). Иисуса могли видеть только его современники, которые жили в одно время с ним, это только одно поколение. То есть, следуя догмам иконоборцев, всем последующим поколениям отказано в возможности видеть образ Бога? А как иначе последующие поколения могут узреть Христа, если не через изображенный его лик на святых иконах.

Долгое время непризнание икон и гонения их поклонников были основой борьбы с православием в целом. И только Вселенский Собор в 787 году начал расстановку вещей по своим местам в том виде, в котором мы их знаем. Было признано православие, которое победило язычество. Заняли свое законное место иконы, которые с тех пор неизменно связаны с нашей верой.

Торжество Православия, как мы уже упоминали, не является единственным празднованием в первую неделю Великого поста. До установления Торжества Православия в эту неделю праздновалась память всех Святых пророков. Кроме того, это празднование знаменует победу веры над еретиками любого направления, не только иконоборцами. Все виды ереси подвергаются критике и разубеждению, и не имеет значения, какого рода эта ересь, какую бы форму она ни принимала. Основная задача любой ереси — внести раскол в ряды верующих, разобщить и заставить их конфликтовать друг с другом, не допустить объединения верующего народа, а значит, лишить греховное человечество возможности единения с Господом через приобщение к священной вере. Именно эту победу славит церковь в день Торжества Православия в первую седмицу Великого поста.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.