Родительская суббота – напоминание, что у Бога все живы

28 0

Слово на Димитриевскую родительскую субботу священника Алексия Агапова, настоятеля храма Архангела Михаила в городе Жуковский Московской области.

– Дорогие братья и сестры! Сегодня в Церкви совершается так называемая Димитриевская родительская суббота. Этот день переходящий, но чаще всего эта суббота выпадает на субботу, ближайшую к дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

Великомученик Димитрий Солунский – древний святой, очень почитаемый. Его еще называют Димитрий Мироточивый, поскольку мощи его источали миро, исцелявшее тех, кто приходил к нему с верой. Великомучениками Церковь называет великих людей мира сего, которые стали мучениками за веру Христову. То есть это люди, которые имели власть, богатство, почет, и могли средствами мира сего повлиять почти на всё, что происходило вокруг них. Можно сказать, держали свою судьбу в собственных руках. Но исповедуя Христа, они отказались и от власти, и от могущества, и от богатства, а предали себя в руки Божии, и через муки, которые претерпели от гонителей на веру Христову, вошли в Его Небесное Царство.

Поскольку это были люди великие, про которых все слышали, их мученичество особенно сильно свидетельствовало о Христе, об истине Христовой веры, Воскресении Христа, о победе Воскресшего Христа над смертью. Поэтому Церковь и установила для них особый чин – великомученики.

Великомученик Димитрий жил в первые века, был военным, полководцем, служил в языческом воинстве, и когда спросили, кто христианин, он, один из предводителей войска, вышел вперед. Для римлян это был скандал, а для Церкви – великая слава, потому что видя страдания и стойкость великомучеников, множество язычников обращалось ко Христу.

Пользуясь средневековой терминологией, великомученика Димитрия можно назвать князем, потому что князь – это изначально военачальник. Это тот, кто водит за собой войско и строит город, крепость, таким образом укрепляя свою власть. Именно потому, что великомученик Димитрий Солунский был князем, в его честь называли многих князей на Руси. В том числе и Димитрий Донской, который предводительствовал русским войском во время Куликовской битвы, имел своим небесным покровителям великомученика Димитрия. Куликовская битва, как мы помним, состоялась в 1380 году, 8 сентября по старому стилю.

Димитриевская родительская суббота в этом году совершается 2 ноября, то есть прошло более полутора месяцев. Это время понадобилось для того, чтобы захоронить всех воинов, павших в Куликовской битве. Когда поле Куликово разобрали от тел, и всех православных, погибших в этой битве, с честью похоронили, было принято решение отслужить общую заупокойную службу обо всех воинах, павших на Куликовом поле. Приурочили это к памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя победителя – князя Димитрия Донского.

Почему именно в субботу? Потому что суббота еще в дохристианское время выбрана для особого поминовения усопших. Если копать глубже, то уже в Священном Писании говорится о субботе как о дне покоя. Мы привыкли считать ее шестым днем недели, которую отсчитываем с понедельника. Но изначально суббота, по-еврейски шабат, – седьмой день недели. А воскресенье – первый день недели после субботы. Именно воскресенье – начало седмицы, как по-славянски называется наша неделя.

Так вот, еще когда в первых главах Библии описывается Творение, говорится о том, что Бог сотворил в первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой день, а на седьмой упокоился от всех дел Своих. И затем заповедовал людям, принявшим закон Моисея, чтить день субботний и посвящать его Богу. Это день покоя, никакой работы не делается. Дальше, уже в христианской традиции, суббота стала особым днем поминовения усопших – тех, кто уже упокоился от всех земных дел.

Родительская суббота

Фото: hram-troicy.prihod.ru

В этот день мы поминаем усопших, наших сродников, ближних и дальних. Есть Вселенские родительские субботы – они совершаются во всех храмах, во всех Поместных Церквях. Димитриевская родительская суббота – не Вселенская. Это дань именно русской истории. Конечно, мы и сегодня можем молиться и молимся и за наших сродников, и за всех знакомых, которые уже покинули этот мир, за всех, от века усопших православных христиан, но в первую очередь Церковь молится о павших воинах. Павших не только на поле Куликовом, но и в последующих войнах, в том числе жестоких войнах XX века.

Такое поминовение очень важно, потому что поминая усопших, молясь за них, мы ходатайствуем за грешников, которые уже не могут там изменить свою участь, о прощении им грехов, а праведник, получивший там дерзновение молиться перед Богом, в ответ помолится за нас. Такая молитва живых об усопших подчеркивает нашу веру в слова Спасителя: «Бога же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк., 20, 38).

Поэтому скорбя об усопших, об ушедших от нас близких людях, мы должны помнить, что «человека с нами нет» – скорее иллюзия. А истина в том, что он предстоит перед Богом там, а мы здесь, но перед Богом мы оказываемся вместе с ним. Только за руку его взять пока не можем. Нас всех ждет общее воскресение, и дай нам Бог после Второго пришествия Христова и Страшного суда взять друг друга за руки и неразлучно быть вместе. А это возможно только в Царствии Небесном. Храни вас Господь!

По слову князя. Дмитровская родительская суббота

МАРИЯ ДЕГТЯРЕВА

«По слову князя»  

Суббота в Святом Писании – день особый. В Ветхом завете – день покоя, а в Новом – день прощения, отпущения грехов. И не случайно субботний день был выбран Церковью для соборного поминовения героев Куликовского сражения. Накануне праздничного дня – воскресения, когда по обычаю все христиане должны быть в храме, верующие собирались для молитвы об упокоении душ братьев по вере. 

21-image001

На Варварке

 

…Тот день был днем великой радости и великой печали. Гонец князя Димитрия достиг ворот Москвы в считанные дни, и к моменту возвращения ополчения жители – священники, монахи и миряне, стар и млад – с иконами и хоругвями вышли на окраину города, к тому месту, пониже Егорьевской горки, откуда начиналась улица, ведущая к Кремлю и большому торгу. Теперь она носит название Варварка (в честь храма св. Великомученицы Варвары, построенного позднее, в самом ее начале).

 

22-image002

От Кулишек были видны купола храма в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия – «Егория», как его называли в народе. По этой самой улице, испрашивая благословение у святого покровителя Москвы, выступило на Куликовскую битву русское ополчение.

По этой же улице было решено и возвращаться назад. Дорога надежды, молитвы, благодарения и слез – вот, чем стала   она для ополченцев и горожан.

 

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением   ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.

 

23-image003

…110 тысяч

 

Никогда еще русское воинство не знало такой победы. Она была подобна священным войнам из истории Ветхого Завета, когда на стороне древнего Израиля сражался Сам Бог, когда победа давалась не числом и военным искусством, а верой в Его несомненную и близкую помощь.

26-image004

Как царь Давид, еще отрок, вышел навстречу великану с пращей в руке, и с призыванием Имени Божия сокрушил нечествица, так и на этот раз из оробевшего стана навстречу Челубею, одетому в   тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках. 8 сентября 1380 г . подобное чудо видело многотысячное русское войско. Поразив противника с одного удара, инок упал замертво и предал душу Богу, но этого было достаточно для того, чтобы русские полки с молитвой выступили вперед.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

 

Долг памяти

 

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

 

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев. Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами и на папертях храмов.

27-image005

В память о погибших на том самом месте, откуда выступало русское войско на битву с татарами, был заложен храм в честь Всех святых – небесных покровителей русских ратников, павших во время битвы. Так появилась одна из самых древних московских церквей – церковь Всех святых на Кулишках. Современный вид храм приобрел на рубеже XVI—XVII вв. Он был построен на кладке прежней деревянной церкви XIV в.

 

А в 1386 г . мать героя Куликовской битвы, серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, княгиня Мария, в благодарность за то, что Господь сохранил жизнь ее сыну, основала в Москве монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и сама приняла в нем постриг с именем Марфа. О месте его первоначального размещения единого мнения нет: согласно одной из версий, первоначально он был основан в Кремле и назывался монастырем «что на рве» и простоял до 1484 г .; по другой – был основан на нынешнем месте, на левом берегу Неглинной, неподалеку от Трубной площади. Есть свидетельства о том, что монастырь возвели по княжескому указу. Первыми его насельницами стали вдовы русских ополченцев. В нем нашли приют те, кто потерял своих кормильцев в битве на Куликовом поле.

28-image006

Каждый год в один и тот же осенний субботний день князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным.

Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Тогда-то «Димитровская суббота» – так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской». С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды   на милосердие Божие.

 

Обычай, установленный в Церкви со времен князя Димитрия Иоанновича, оказался той «связующей нитью», которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения русских людей. После изгнания из России остатков наполеоновской армии, в Димитровскую субботу, Церковь молилась и о воинах, «за веру, царя и отечество живот свой положивших» в годы отечественной войны   1812 – 1815 гг. Так же призывала Она милость Божию на всех погибших православных христиан в годы Крымской войны. В царствование Александра III поминались и русские солдаты, отдавшие жизнь ради освобождения братьев по вере на Балканах. Звуки соборной молитвы не утихали в Димитровскую субботу и во времена Первой мировой и Великой отечественной.

 

 

На предстоящей неделе субботний день – один из самых важных в церковном календаре. Это день памяти и молитвенного общения живых и усопших христиан.   

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.