Иркутская епархия начинает чествования святого Иннокентия Иркутского

innokentij-ikona1

09 декабря (26 ноября по старому стилю) – день памяти святителя Иннокентия Иркутского. В нашей епархии начинаются святительские дни в честь нашего Первоствятителя. В Иркутском Знаменском женском монастыре у мощей святителя Иннокентия праздник начнется в 17:00 часов 08 декабря Всенощным бдением. Богослужение возглавит правящий архиерей владыка Вадим, митрополит Иркутский и Ангарский.

(Кульчицкий Иоанн; 1680-1682, Малороссия — 27.11.1731, Иркутск), свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых), 1-й еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. По преданию, сын священника; предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. В 1695-1706 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии (с 1701 академия). Учителями И. были знаменитые впосл. церковные деятели: митр. Иоасаф (Кроковский), митр. Стефан (Яворский), архиеп. Феофан (Прокопович). Еще до окончания академического курса осиротел. В 1706 г. в пещерной ц. прп. Антония Печерского был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В нач. 1710 г. митр. Стефан (Яворский) вызвал И. в Москву и назначил на должность учителя словесности Славяно-греко-латинской академии. С 1714 г. префект (инспектор) академии. Одновременно преподавал метафизику, философию и нравственное богословие, а также следил за порядком в академии. В 1719 г. И. в числе 36 монашествующих был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невский монастырь и назначен обер-иеромонахом в г. Або (Турку, Финляндия). По морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом И. состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли рус. флота.

Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске)


Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске)

В февр. 1721 г. Святейший Синод постановил И. «в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали инако и бедства б не нанесли», т. е. Синод опасался происков иезуитов в Китае. 5 марта 1721 г. И. в присутствии царя Петра I был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен начальником Духовной миссии в Пекине. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря совершили митр. Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), архиеп. Новгородский и Великолуцкий Феодосий (Яновский) и еп. Псковский, Изборский и Нарвский Феофан (Прокопович). В указе Синода при этом было сказано, что И. рукополагается во епископа «для проповеди Слова Божия и размножения ради православныя восточнаго благочестия веры в Хинское государство, где архиерея прежде сего не бывало» (ОДДС. 1868. Т. 1: 1542-1721. Прил. XIII. Стб. CXVI). Готовясь к миссионерскому служению за границей, И. в донесении Синоду от 21 февр. 1721 г. писал: «Понеже Богу, царскому величеству и вашему Св. Синоду тако изволися, во еже бы мене нижеподписанного почет саном епископства, послать в Китай… аще возможно отделить ко мне пограничные города, Иркутск, Якутск и Нерчинск». Также И. просил для членов миссии достойного жалованья, «дабы живучи там милости у татар не брать и России бесчестия не делать», и специальную грамоту, чтобы «к хинскому императору» было «удобнее и смелее» обращаться (Там же. Прил. XII. Стб. CXIV). По указу Синода уже в марте того же года для новой миссии выделили из Патриаршей ризницы облачения, богослужебные предметы, книги всего богослужебного круга, учебники и даже митру, принадлежавшую архим. Илариону (Лежайскому) — начальнику 1-й миссии.

istseleniya-innokentij

19 апр. 1721 г. И. вместе с 2 иеромонахами, 2 иеродиаконами (в т. ч. с иеродиак. Филимоном), 5 певчими, поваром и 2 служителями отправился в «Хинское царство» (Китай) (История Российской Духовной Миссии в Китае: Сб. ст. М., 1997. С. 88-89). Из С.-Петербурга до Иркутска И. и его соратники добирались более 11 месяцев. По прибытии в Иркутск в нач. марта 1722 г. И. направил неск. писем «Тушетухану владельцу мунгальскому», чтобы им было разрешено въехать в Китай. Временно остановился в селенгинском во имя Св. Троицы мон-ре, но ответа на письма так и не получил. В окт. того же года И. сообщил в Синод: «Не имам где главы приклонити: скитаюся бо, со двора во двор из дому в дом преходяще». В марте 1723 г. писал: «Со всякою покорностью извещаю, что стою на границе ни в сих, ни в тех: в Китай для означенной мной миссии не приемлют, но и писем никаких к нам сюда не пропускают. А назад без указа св. правления ступить не смею, хотя и не без нужды пребываю». Тогда Синод принял решение о переводе И. в Селенгинск. Возможными причинами неудачного посольства в Китай явились интриги иезуитов при дворе кит. императора, не желавших допустить правосл. архиерея в Китай, неудачная редакция грамоты, посланной китайскому правительству еще до прибытия епископа в Селенгинск, в к-рой он именовался «Великим Господином» (кит. власти отказались принять духовное лицо с титулом, приравнивавшим его ко 2-му лицу гос-ва), и, наконец, жесткая позиция кит. властей, к-рые из-за нерешенных пограничных вопросов (в т. ч. о беженцах) не хотели идти ни на какие уступки рус. правительству. Вероятно, препятствием для проезда миссии в Китай послужили и интриги архим. Антония (Платковского), к-рый сам хотел стать начальником Пекинской миссии. И. с сотрудниками вынужден был жить в Селенгинском монастыре ок. 3 лет без к.-л. средств к существованию. Ожидая конца дипломатических переговоров, святитель писал иконы, выполнял различные монастырские работы. Здесь он изучил монгольский и др. языки и начал проповедовать христианство среди языческого населения забайкальских бурят.

Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский, с избранными святыми. Икона. 1847 г. (частное собрание)


Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский, с избранными святыми. Икона. 1847 г. (частное собрание)

В февр. 1725 г. по указу Синода духовную миссию в Китай возглавил архим. Антоний (Платковский), а И. было предписано выехать в Иркутск и поселиться в иркутском в честь Вознесения Господня мон-ре. Ожидая дальнейших указаний Синода, он занимался «обработкою отведенного ему огорода, беседами с посещавшими его инородцами и их детьми». В Иркутске, как и в Селенгинске, по просьбе митр. Тобольского и Сибирского Антония (Стаховского) И. рукополагал ставленников во иереи и во диаконы. Для получения сана им следовало бы ехать в Тобольск, но присутствие в Иркутске епископа избавляло их от дальнего путешествия.

18 янв. 1727 г. Синод издал указ о выделении из Тобольской самостоятельной Иркутской епархии и о назначении И. на Иркутскую кафедру. Получив указ, в авг. 1727 г. И. возглавил епархию. Первоначально в управление И. определялись города Иркутск и Нерчинск с уездами, пригороды Удинский и Селенгинский с уездами, иркутский Вознесенский, Посольский в честь Преображения Господня, нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы и иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ри, т. е. всего 42 церкви и 4 обители. Т. о., по указу 1727 г. территория епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции, лишь в 1731 г., после ходатайства И. о «приписке к Иркутской епархии дистриктов Ильминск и Якутск», Синод новым указом причислил к ней города Балаганск, Илимск, Якутск, Охотск с уездами, а также Усть-Киренский во имя Св. Троицы, якут. Спасский и Селенгинский мон-ри (Иркутские ЕВ. 1896. № 15. С. 353).

Первый епископ Иркутский явился «благодатным светильником и духовным собирателем» Вост. Сибири. За короткий срок пребывания на Иркутской кафедре (4 года 10 месяцев) ему удалось заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие церковной жизни новой сибир. епархии.

Прежде всего И. упорядочил церковно-адм. устройство епархии. Учрежденный им в 1727 г. архиерейский приказ (располагался в иркутском Вознесенском монастыре) занимался деловой перепиской с приходами и мон-рями, рассмотрением ставленнических и судебных дел, обслуживанием архиерейского хозяйства; здесь собирались все необходимые сведения, отчеты и донесения, отсюда посылались указы и распоряжения по епархии. Первоначально предполагалось, что епархия будет существовать за счет внутренних средств. Согласно указу Синода 1727 г., каждый из епархиальных храмов и монастырей обязывался вносить ежегодную плату (т. н. данные деньги), размер к-рой определялся достатком прихода. Но поскольку этих денег не хватало, И. ходатайствовал об увеличении содержания епархии за счет казенных средств. Указом от 16 нояб. 1731 г. Сенат удовлетворил прошение и установил дополнительное содержание епархии (506 р. 25 к., выдавались также рожь, овес, церковное вино) (см. подробнее: Ярославские ЕВ. 1861. № 46. С. 476-477).

Много трудов И. положил на строительство новых и благоукрашение имеющихся храмов и мон-рей. Святителем было возведено и восстановлено 10 церквей, т. е. 1/5 всех храмов, построенных в епархии за 100 лет до правления И. Так, в Иркутске по благословенной грамоте И. от 8 мая 1729 г. была освящена ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери; начато строительство 2-престольной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Оёк (совр. Иркутский р-н), ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы в с. Олонки (совр. Боханский р-н).

Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский, с 8 клеймами жития. Икона. 1888 г. Иконописец М. И. Зязин (ц. Воздвижения Креста Господня в Иркутске)


Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский, с 8 клеймами жития. Икона. 1888 г. Иконописец М. И. Зязин (ц. Воздвижения Креста Господня в Иркутске)

 

Заботясь о повышении уровня образования, И. предписал всем клирикам отдавать детей для обучения в Славяно-русскую школу при иркутском Вознесенском монастыре, в 1728 г. преобразованную им из бывш. «мунгальской» (ранее она существовала лишь как школа переводчиков). В среде приходского духовенства школьное образование не всегда считалось необходимым. Столкнувшись с трудностями по комплектованию школы, И. прибегал к крайним мерам: напр., в 1727 г. для сбора учащихся испросил 6 солдат, при помощи к-рых и удалось провести набор. Кроме того, епископ ввел штраф в размере 15 р. за неотправку детей духовенства в школу. Для школы святитель приобретал много книг на монг. языке, религиозных, исторических и др. И. расширил учебную программу школы: наряду с изучением кит. и монг. языков включил в нее преподавание рус. и церковнослав. языков. По преданию, он лично изготавливал для учеников т. н. чирки, иногда сам проводил занятия. Вопреки предписаниям Синода И. принимал в школу учеников из различных сословий, их число в 1730 г. достигло 35 чел. Часть своего жалованья И. передавал на содержание школы, благодаря чему увеличились годовые выплаты учителям со 100 до 150 р. Также для школьных нужд И. был вынужден обложить причт епархии особым налогом: 50 к. со священника, 30 к. с диакона, 10 к. с причетника ежегодно. Епархиальные мон-ри И. призвал обеспечивать учеников всем необходимым. Так, Посольская Преображенская обитель содержала 7 учеников, ежемесячно отпуская каждому 10 алтын денег, 2 пуда муки, 5 фунтов круп, 2 фунта соли. Благодаря стараниям И. сибиряки получили доступ к образованию в стенах 1-го в Вост. Сибири учебного заведения.

Большое внимание И. уделял просвещению христ. верой бурят и др. народностей, населявших обширную Иркутскую епархию. Среди его поучений и проповедей — слова «О человеческой свободе», «Обличение пьянства и разврата», «О милосердии», «О духовной пользе испытаний». Обращения святителя в проповедях «любимцы мои», «любимиче возлюбленный», «любезные слушатели» и т. п. выражают его искреннюю любовь к пастве: «Умоляю вас, любимцы мои, чтобы всем нам получить Царство Небесное, прежде всего, человеку следует содержать правую веру во Отца, и Сына, и Святого Духа и хранить семь церковных таинств. Но послушайте, любимцы! Одна вера недостаточна для спасения, как и апостол говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20). Как человеку на одной ноге ходить нельзя, ни птице летать с одним крылом, так нельзя получить спасение одной верой без добрых дел. Если хочешь избегнуть мучений и желаешь быть наследником Царства Небесного, и ты твори добрые дела: вначале — смирение, а затем — пост и молитву». Этому поучению И. («О достижении Царства Небесного») созвучно творение свт. Иннокентия (Вениаминова) «Указание пути в Царство Небесное».

Епископ принимал нек-рые пожелания прихожан и внимательно рассматривал. Напр., в нояб. 1727 г. иркутяне обратились к нему с просьбой о переносе времени совершения литургии. В Иркутске священники традиционно очень рано служили литургию, что вызывало недовольство горожан. И. удовлетворил просьбу верующих: «Понеже известно учинилось его преосвященству, что к литургии Божией весьма рано в Иркутске благовест бывает. А многие той ради вины, за неотправлением дел им врученных, слушания божественныя литургии лишаются, того ради повелевается вам, чтоб в малые дни к литургии благовест был в полтора часа дни, а в великие в три часа», т. е. ок. 9 и 11 ч. утра (Громов. 1868. С. 157-158). При необходимости И. прибегал и к наказаниям. Так, согласно представленной в Синод ведомости за 1729 г. о количестве прихожан, не посещавших исповедь, более 1,5 тыс. чел. подверглись штрафу за неявку на исповедь (РГИА. Ф. 796. Оп. 11. Д. 400. Л. 6).

Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Казанской иконы Божией Матери, пос. Тельма Иркусткой обл.)


Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Казанской иконы Божией Матери, пос. Тельма Иркусткой обл.)

 

За свои апостольские труды И. сподобился дара прозорливости. Так, крестьяне с. Оёк попросили его отслужить у них литургию в день их храмового праздника — 9 июня. На это приглашение святитель ответил: «Хорошо, мы съездим вперед по лету, а назад по зиме». Сначала люди не поняли странных слов святителя. Но каково же было их изумление, когда утром выпал такой снег, что обратно в Иркутск крестьяне везли своего архипастыря на санях. Подчас Господь особыми знамениями указывал на избранничество святителя. Однажды во время крестного хода случился проливной дождь, все богомольцы промокли, но на облачение И. не упала ни одна капля.

Непрерывный труд, суровый климат Сибири и дальние разъезды отразились на слабом здоровье епископа; в нач. 1731 г. И. с большим трудом совершал службы. Последний раз литургию отслужил 3 окт. И. был погребен в склепе Тихвинской ц. иркутского Вознесенского мон-ря.

С нач. 1755 г. зафиксированы знамения и чудеса, происходившие по молитвам к И., причем не только у его гробницы, но и во многих городах России. Письменные свидетельства исцелений по молитвенному ходатайству святителя поступали в Вознесенский мон-рь из Кяхты, Якутска, Тулы, С.-Петербурга и др. мест. Так, в 1785 г. в Якутске купец Павел Лебедев сломал ногу. В ночь на 3 янв. ему было видение: в комнату вошел И. с жезлом в руке и сказал: «Проси помощи у Иннокентия, что в Иркутске». В течение ночи И. еще 2 раза являлся Лебедеву, после чего сильная боль в ноге сменилась легким зудом. Утром Лебедев мог уже ходить без костыля. С благодарностью он поспешил поклониться гробнице И. (Свт. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский, чудотворец. [Иркутск], б. г. С. 12). Упоминая многочисленные свидетельства чудес, совершенных по ходатайству И., составитель акафиста восклицает: «Радуйся, яко твоими молитвами слепыя прозреша… хромыя и безногия ходити начаша… разслабленныя изцелеша… от неизцельныя огневичныя болезни здрави быша… радуйся, покрытых струпами уврачевавый… лишенных смысла здравым умом снабдеваеши, от страха и мечтаний томимых освобождаеши».

В 1764 г. при ремонте деревянной Тихвинской ц. Вознесенского мон-ря обнаружилось, что останки и одежды подвижника оказались нетленными, несмотря на сырость места захоронения. Во время пожара 1783 г. в Вознесенском монастыре сгорели 3 церкви и все кельи, лишь деревянная Тихвинская ц. с погребенным под алтарем святителем почти не пострадала (Иркутская летопись. 1911. С. 111). В 1800 г. граждане Иркутска подали прошение еп. Иркутскому Вениамину (Багрянскому) с просьбой ходатайствовать перед Синодом об открытии мощей И. и общецерковном его прославлении. Подписи под прошением оставили 389 жителей. В 1801 г. для освидетельствования мощей в Иркутск прибыл викарий Казанской епархии еп. Свияжский Иустин (Вишневский). Епископы Вениамин и Иустин дважды (29 янв. и 3 марта) осмотрели гроб и мощи. В докладе Синоду от 5 марта 1801 г. они свидетельствовали: «Тело перваго Иркутскаго епископа Иннокентия нетленное яко истинныя мощи и достойныя, чтобы для почитания народнаго были объявлены и открыты» (Свт. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский, чудотворец. [Иркутск], б. г. С. 14). 5 марта 1803 г. Синод вновь запросил у еп. Вениамина, не было ли «изменений в мощах». Епископ подтвердил прежний акт о нетлении мощей и прислал в Синод выписку о вновь совершенных чудесах. «Уважая описанныя свидетельства и чудотворения… Синод представил на усмотрение императора Александра Павловича свое мнение: «1. Тело 1-го епископа Иркутскаго… поставить в церкви Вознесенскаго монастыря… с установлением празднования ему ноября 26-го числа… 2. Всенощныя бдения и молебныя пения… и надлежащую тому святителю службу отправлять, а также и в печатаемыя церковныя книги… внесть позволить». 28 окт. 1804 г. мнение Синода было утверждено Государем» (Голубинский. 1903. С. 176).

Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске)


Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске)

Указ Синода от 1 дек. 1804 г. определил открыть мощи и установить общецерковное празднование И. 26 нояб. (т. к. 27 нояб., в день преставления святителя, совершается празд. иконе Божией Матери «Знамение» и в Иркутске проводится общегородской крестный ход в Знаменский мон-рь). Общецерковное прославление «проповедника веры во языцех монгольских», состоявшееся 1 дек. 1804 г., стало одним из самых знаменательных событий в истории Православия в Сибири. 2 февр. 1805 г., на праздник Сретения Господня, еп. Иркутский Вениамин (Багрянский) с сонмом духовенства переместил мощи И. из склепа на середину Тихвинской ц. 9 февр. мощи торжественно перенесли из Тихвинской ц. в Вознесенский собор. С этого времени 9 февр. празднуется обретение мощей святителя. В 1807 г. в Иркутскую ДС поступил И. Попов — буд. свт. Иннокентий (Вениаминов), «апостол народов Америки и Сибири», в честь к-рого при пострижении в монашество он принял имя и к-рого почитал всю жизнь. Др. известный миссионер, начальник 18-й миссии в Китае митр. Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский), при постриге также принял имя в честь И.

В 1863 г. обветшавший Вознесенский собор был разобран, мощи И. временно были поставлены в монастырской Успенской ц., 15 окт. 1872 г. перенесены в новый собор Вознесенского мон-ря. В сент. 1880 г. еп. Люблинский Модест (Стрельбицкий) обратился к архиеп. Иркутскому Вениамину (Благонравову) и настоятелю обители с просьбой передать ему в дар ветхую митру с главы святителя. Вместо нее еп. Модест заказал в мастерской екатеринбургского Новотихвинского жен. мон-ря новую, богато украшенную митру, к-рую предлагал возложить на главу И. в благодарность за его «молитвенные пособия». В нояб. 1881 г. архиеп. Вениамин с насельниками открыл раку и заменил старую митру новой, присланной из Екатеринбурга.

В XIX в. мощи И. не раздроблялись. В ответ на просьбу своего друга архиеп. Владимира (Петрова) передать ему частицу мощей архиеп. Вениамин вспоминал, как при замене митры он «усмотрел, что, по крайней мере, от главы святителя решительно нельзя ничего отделить. Покров, бывший на лице его, исполнен был сильного благоухания. Я взял его себе, а отцу настоятелю предоставил покрыть снова лицо другим, новым» (Вениамин (Благонравов), еп.Забайкальская миссия: Письма из Посольского монастыря. СПб., 1865. С. 158).

В XIX в. на раке с мощами лежала рукописная кн. «Житие святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского (и описание совершенных им после смерти чудес)», в которой собрано более 100 свидетельств совершившихся по предстательству И. чудесах с 1766 по 1843 г. Рукописная копия этой книги хранится в отделе редких изданий и рукописей Одесской гос. научной б-ки им. М. Горького (ркп. 58/19. 44 л., XIX в.). Чудеса, происходившие от мощей святого и по молитвам к И. с 1766 по 1803 г., подробно описаны в «Иркутских ЕВ» (1905. № 2. С. 145-159; № 14. С. 498-512; № 23. С. 779-785), впосл. изданы отдельной книгой (Громов.1906). По нек-рым сведениям, одну из лампад, висевшую над ракой И., пожертвовал мон-рю буд. имп. св. Николай II.

Святители Иаков и Димитрий Ростовские, Иннокентий Иркутский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ИркОХМ)


Святители Иаков и Димитрий Ростовские, Иннокентий Иркутский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ИркОХМ)

 

В честь святителя в Иркутске были освящены храм на железнодорожной ст. Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный), деревянная церковь (1913-1915; закрыта в 1939) Глазковского предместья (ныне ул. Профсоюзная), Николо-Иннокентиевская ц. (1858-1859; закрыта в 1934), церковь (1914) при гражданской Кузнецовской больнице, храм (1908) при Ремесленно-воспитательной школе Трапезникова, а также церкви в г. Алзамай (Нижнеудинский р-н), в с. Аларь (Аларский р-н), в дер. Архиереевке (Усольский р-н), в с. Бадар (Тулунский р-н), в селах Белоусово и Залог (Качугский р-н), в дер. Голикова (Нижнеилимский р-н), в деревнях Коты и Степановка (Иркутский р-н), в с. Красноярове и дер. Мутина (Киренский р-н), в с. Нукуты (Нукутский р-н), в с. Невон (Усть-Илимский р-н), в селах Турука и Омолой (Усть-Кутский р-н) и др.; приделы в Вознесенском соборе и Тихвинской ц. Вознесенской обители, в Казанском кафедральном соборе, в иркутской ц. во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжских, в Покровском храме г. Тулун и др.

Святитель издавна почитался в Енисейском крае, к-рый с учреждением Томской епархии (1832) был поделен между Тобольской и Иркутской епархиями, а с 1834 г. вошел в состав Иркутской епархии. Только в 1861 г. была образована самостоятельная Енисейская епархия. Свидетельством почитания И. стало учреждение в Красноярске братства свт. Иннокентия. В 1914 г. по ходатайству еп. Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) Синод разрешил перенести из Иркутска в Красноярск частицу мощей И. 14 июля 1914 г. святыня была торжественно принесена в красноярский Богородице-Рождественский кафедральный собор. В дни памяти И. (26 нояб. и 9 февр.) в Красноярске совершались крестные ходы из кафедрального собора в дом братства свт. Иннокентия. В воздвигнутой в нач. XIX в. Троицкой кладбищенской ц. Красноярска был устроен зимний придел во имя И.

24 янв. 1921 г. отрядом красноармейцев и сотрудниками ОГПУ мощи И. были вскрыты и вскоре вывезены из иркутской Вознесенской обители. В марте того же года по распоряжению губисполкома мощи были доставлены в Москву и выставлены в музее Народного комиссариата здравоохранения с кощунственной табличкой «Сибирская мумия». В статье, напечатанной в ж. «Революция и Церковь», говорилось: «Коллекция мумифицированных трупов на выставке Наркомздрава за 1921 год обогатилась новыми экспонатами… из Красноярска доставлен мумифицированный труп епископа Иннокентия». После закрытия выставки более 70 лет о местонахождении святыни достоверных сведений не было. В 1990 г. нетленные мощи были обнаружены в одном из подсобных помещений ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле. По благословению еп. Иркутского и Читинского Вадима (Лазебного) в Ярославль были направлены клирики епархии. 19 авг. 1990 г., в праздник Преображения Господня, святыня была принесена в Толгский ярославский мон-рь. Здесь мощи положили в гроб, где прежде покоились останки свт. Игнатия (Брянчанинова), и поездом доставили в Иркутск 2 сент. 1990 г. Множество людей, несмотря на поздний час, собралось на привокзальной площади. 3 сент. мощи были поставлены в соборе иркутского Знаменского мон-ря.

С 1994 г. в декабрьские дни празднования памяти И. в Иркутске проводятся Иннокентьевские чтения (сначала ежегодно, с 2007 раз в 2 года). В 1995 г. для поощрения правосл. литераторов, живописцев, деятелей науки и искусства по благословению еп. Иркутского Вадима учреждена ежегодная премия во имя святителя (3 степеней). Среди лауреатов — писатель В. Г. Распутин, архит. В. Т. Щербин, заслуженный худож. России А. Г. Костовский и др. деятели культуры Приангарья.

В 2005 г. праздновалось 200-летие обретения мощей И. По благословению архиеп. Вадима в епархии возродилась деятельность братства свт. Иннокентия (1901-1920). Братство издавало и распространяло духовную лит-ру, организовывало б-ки и читальни, проводило религиозно-нравственные беседы и чтения. При братстве существовал благотворительный отдел, содержавший на свои средства богадельню для престарелых и бездомных, а также детская бесплатная столовая (с 1910), отдел трезвости (с 1914). В 10-х гг. XX в. братство открыло филиалы в сельских приходах. В годы первой мировой войны использовало накопленный опыт благотворительной работы для помощи беженцам. Возрожденное в 2005 г. братство занимается распространением информации о жизни и трудах небесного покровителя Сибири. С 3 сент. по 8 окт. 2005 г. специальный поезд с мощами И. совершил крестный ход по маршруту Иркутск-Тайшет-Северобайкальск-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск-Владивосток-Биробиджан-Благовещенск-Чита-Улан-Удэ-Иркутск. В юбилейный год была издана книга-альбом В. В. Сидоренко «Первосвятитель Иркутский Иннокентий I (Кульчицкий)» (Иркутск, 2006), снят видеофильм «Свт. Иннокентий Иркутский» (М. Аристова, М. Филатова, ИГТРК, 2005).

«Светильником Церкви пресветлым, озарившим лучами доброт своих страну Сибирскую» именует Церковь И.- одного из наиболее чтимых Сибирских святых. И. также считается покровителем Китая, будучи 1-м архиереем, назначенным окормлять православных на территории этой страны.

raka

Канонизация, обретение мощей и их местонахождение в прошлом

Спустя несколько десятилетий после смерти епископа церковь начали ремонтировать. Так и обнаружили, что тело Иннокентия Иркутского не сгнило. Подобное происходит нечасто и лишь с по-настоящему благочестивыми людьми. Усыхание тела святителя и отсутствие каких-либо признаков гнили или плесени не только на его теле, но и на внутренней обивке гроба подтолкнули монастырских служителей к тому, чтобы посчитать тело усопшего цельбоносным и нетленным. Поскольку святитель еще при жизни почитался чудотворцем, обретение его мощей сделало Вознесенский монастырь одним из самых известных и богатых в стране, так как прихожане со всех уголков России начали паломничество к мощам святителя.

Иннокентия Кульчицкого возвели в ранг святых, а его мощи перенесли в Тихвинскую церковь. Для возложения мощей от императора Александр І было получено дорогое парчовое покрывало с позолотой.

Изначально мощи святителя Иннокентия лежали в гробу с деревянной ракой, но уже спустя 3 года, благодаря щедрому пожертвованию купца из Иркутска, из Москвы была привезена специально изготовленная деревянная рака, украшенная позолотой и херувимами. Вокруг раки расположилось огромное количество дорогих ценностей, принесенных в дар паломниками.

Теперь память святого чтят несколько раз в год на особых храмовых праздниках, а в Томске даже есть отдельная домовая церковь в честь святителя Иннокентия Иркутского. Позже Вознесенскую обитель разрушили, но после распада СССР ее начали восстанавливать заново.

Потеря мощей во времена СССР и их повторное обретение

Негативное отношение советской власти к религии и всему, что с ней связано, привело к тому, что в начале 20-го века раку с мощами вскрыли, а останки святителя вывезли. Долгое время они считались безвозвратно утерянными. Однако в 1990-е годы произошло повторное обретение мощей. Их нашли в сырой подсобке церкви Николы Надеина в Ярославле. Позже их перевезли в Знаменский монастырь в Иркутске, где святые мощи находятся и по сей день. Каждое воскресенье открывают окно раки, чтобы прихожане могли приложиться к мощам, а в особых случаях прихожанам дают разрешение узреть руку святителя Иннокентия Иркутского.

Кому следует обратиться за помощью к мощам святителя

Святитель Иннокентий Иркутский еще при жизни был известен своими чудесами. Он не только занимался просветительской работой среди местного населения, но и заботился о своих прихожанах.

Преклонившись перед мощами святителя Иннокентия, люди просят избавления от телесных недугов, в том числе и от наркомании. Даже был создан особый душепопечительный центр имени епископа Иннокентия Иркутского. Это закрытая община монастырского типа, в котором занимаются реабилитацией наркозависимых молодых людей и их родителей.

Кроме того, существуют особые молитвы, которые следуют читать, преклонившись перед мощами святителя. С помощью таких молитв можно попросить исцеления и содействия в укреплении веры.

Некоторые чудеса от мощей святителя Иннокентия Иркутского

Святые мощи Иннокентия Иркутского произвели много чудес. Вера в заступничество святителя была настолько сильной, что передавалась из поколения в поколение, а многие люди, преклонившись перед мощами, получали желаемое. И хотя существуют и современные чудесные исцеления от недугов, наиболее полная информация о чудодейственных способностях мощей сохранилась в древних летописях:

  • В 1770 году сон о Тихвинской церкви и молитве в ней исцелил от лихорадки жительницу Иркутска Пелагею Судейкину.

  • Еще одно чудесное исцеление произошло с купцом из Якутска. Он сломал ногу, но последствия травмы оказались настолько серьезными, что мужчина был готов проститься с жизнью. Но больной увидел видение, в котором святитель подсказывал ему попросить помощи у мощей Иннокентия Иркутского. Когда купец уверовал в правдивость видения, утром он проснулся полностью исцеленным.

  • Однажды осмотреть Вознесенский монастырь пришло двое мужчин, которые совершили акт кощунства над мощами. Один мужчина взял святителя за ногу, а другой за руку. Но Господь не допустил подобного обращения, и по пути домой бричка кощунников перевернулась, и один из них сломал руку, а другой – ногу.

  • Чудо произошло с протоиереем Иаковом Загоскиным, который сначала начал терять зрение, а позже и вовсе его утратил. Зная о чудодейственном действии мощей, протоиерей призывал Иннокентия Иркутского помочь ему, но безрезультатно. Однажды святитель явился ему во сне и попросил чаще призывать его имя. Протоиерей послушал совета, и постепенно зрение вернулось к нему.

  • Чудотворные свойства мощей коснулись и самого Вознесенского монастыря. Когда огонь охватил весь монастырь и Тихвинскую церковь, прихожане хотели вынести мощи из нее, но епископ Михаил сказал, что мощи смогут побороть огонь. Так и случилось, огонь постепенно угас и внутренняя часть храма не пострадала.

  • Искренняя молитва у мощей может помочь и в избавлении от умственных расстройств. Когда-то в Иркутск приехала незнакомая никому слабоумная женщина. Нужда вынудила ее просить денег, чтобы попасть, по ее собственным словам, за реку, к могиле старца. Когда женщина попала в нужный монастырь, она присутствовала на нескольких богослужениях, после которых полностью исцелилась и даже смогла назвать свое имя. Кроме того, женщина сообщила, что ей было видение святителя, который точно указал дату ее смерти. И действительно, женщина скончалась в назначенный день.

    исцеления иннокентий

Подобных примеров насчитываются сотни.

Кроме того, посетители Знаменской обители знают, что еще несколько десятилетий назад икона святителя Иннокентия была в очень плохом состоянии. Почти вся она была черной. Однако, после повторного обретения мощей изображение на иконе стало постепенно обновляться, и теперь просветлело.

Где можно приложиться к мощам святителя сегодня

Поток паломников к мощам святителя не ослабевает и сейчас, так как искренняя молитва и преклонение перед мощами святителя продолжают исцелять тяжелобольных. Сейчас преклониться перед мощами можно в женском Знаменском монастыре Иркутска. Это действующий монастырь, расположенный в городе Иркутске по адресу: улица Ангарская, 14.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.