Крещение Господне. Богоявление

6wvxal-rh

19/06 января православные празднуют день Крещения Господня.

До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось “пустыней Иудейской,” лежавшей на западном побережье Иордана и Мёртвого моря.

Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина, которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый учителю веры.

В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее – Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей – страной, расположенной на востоке от Иордана и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в четвёртой области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа. Первосвященником был, собственно, Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстранённый гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, разделял власть со своим зятем.

Евангелисты называют Иоанна Крестителя “гласом вопиющего в пустыне,” потому что Он громко взывал к людям: “Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь.” Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения, и скоро явится слава Господня, и “всякая плоть увидит спасение Божие” (Исаии 40:5). Пророчество это Иоанн Креститель (Иоан. 1:23) изъясняет в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа, возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником – Его Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ израильский, а неровности, которые надо бы устранить, как препятствия к приходу Мессии, – это человеческие грехи и страсти; вот почему сущность всей проповеди Предтечи и сводилась к одному, собственно, призыву: Покайтесь! Это прообразное пророчество Исаии. Последний из ветхозаветных пророков, Малахия высказывает прямо, называя Предтечу “Ангелом Господним,” готовящим путь Мессии.

Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим Царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце (Луки 17:21; ср. Рим. 14:17). Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф. 13:24-43, 47-49).

Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на этот призыв крестил “крещением покаяния для прощения грехов” (Луки 3:3). Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.

Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что “народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве” и что власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть на то, как народ массами идёт к Иоанну, и сами были вынуждены пойти в пустыню к нему; но едва ли все они шли с искренними чувствами. Поэтому неудивительно, что Иоанн встречает их строгой обличительной речью: “Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?” (Матф. 3:7). Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским утехам, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу жизни: духовный мир и загробное воздаяние.

Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесёт им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо “Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь” (Матф. 3:10; Луки 3:9), как ни на что не годное. Истинные чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу (Матф. 3:9; Луки 2:8).

Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: “Что же нам делать?” (Луки 3:11). Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть “Плоды, достойные покаяния,” – т.е. добрые дела, противоположные тем грехам, которые они совершали.

Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причём иудеи верили, что Мессия, когда придёт, будет крестить (Иоан. 1:25). Неудивительно потому, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф. 3:11), то есть в знак покаяния, но за ним идёт Сильнейший его, Которому он, Иоанн, недостоин развязать обуви, как это делают рабы для своего господина. “Он будет крестить вас Духом Святым и огнём” (Матф. 3:11; Луки 3:16; ср. Марка 1:8) – в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь, попаляющий всякую греховную скверну. “Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым ” (Матф. 3:12; Луки 2:17), т. е. Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает своё гумно, от плевел и сора, пшеницу же, то есть уверовавших в Него, соберёт в Свою Церковь, как в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.

Тогда среди прочего народа к Иоанну пришёл и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал Кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство над собой, и поэтому в недоумении возразил: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ” – ” Так надлежит нам исполнить всякую правду,” – кротко ответил Спаситель (Матф. 3:15). Этими словами Господь Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрождённого Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.

Однако, “крестившись, Иисус тотчас вышел из воды” (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

“И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.” Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: “Явился еси днесь вселенней…” Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан . 1:32).

Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, “голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде.” По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского, “как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего.”

Голос Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение,” указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.

Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6 января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков святой Кирилл Иерусалимский, воды крещения являются “и гробом, и матерью.” Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение – дверь из царства тьмы в Царство света: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.” – Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.

епископ Александр (Милеант)

169767675

Богоявление: Христос – как солнце, душа – как подсолнух

В преддверии праздника Богоявления протоиерей Игорь Гагарин размышляет об одной яркой аллегории, которую можно применить к этому празднику.

Рождество и Крещение. Всего несколько дней отделяют один праздник от другого, и эти несколько дней сами являются праздником и называются в народе Святками. То есть – Святыми днями. Получается как бы один многодневный праздник, который открывается Рождеством и завершается Крещением.

Протоиерей Игорь Гагарин

Протоиерей Игорь Гагарин

Эта близость по времени двух величайших праздников неслучайна. В глубокой древности они вообще не разделялись, это был один праздник и назывался он – Богоявление.

Сейчас это название закрепилось за вторым праздником, стало синонимом Крещения Господня. И хотя исторически одно событие отделяется от другого тридцатью годами, связь между ними очень тесная.

Напомню, что христиане праздновали Богоявление в те дни, когда языческий мир прославлял солнце. В конце декабря, как известно, солнце, уходившее от земли все дальше и дальше, останавливается, а затем начинает возвращаться. И язычники, уверенные, что солнце – бог, с ликованием приветствовали это возвращение, радовались умножению тепла и света, которое оно сулило.

Христиане, которые не знали даты рождения Спасителя, тоже стали в эти же дни славить Солнце, но другое, Солнце Правды.

Свет этого Солнца впервые просиял миру с рождением Богомладенца, но был сначала сокрыт от мира. Когда же Господу было около 30 лет, Он вышел на служение. И началось оно в тот день, когда Он пришел на берег Иордана к Иоанну Крестителю и принял от него крещение.

С этого мгновения Солнце Правды открылось миру, и с тех пор «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1. 5).

Праздник Богоявления, однако, – не только воспоминание о важнейшем событии Священной истории. Как и любой праздник, он призван напомнить нам кое-что важное о нас самих. Солнце ведь взошло не только для того, чтобы мы радовались ему и наслаждались теплом и светом…

Как-то, зайдя в гости к одному православному знакомому, я обнаружил у него в «красном углу» необычное сочетание. На полочке, как и положено, стояли иконы – Спасителя, Богородицы, святых, – перед ними горела лампадка. А рядом висела, вставленная в рамочку, репродукция картины Ван Гога «Подсолнухи». Заметив в моем взгляде удивление, он, улыбнувшись, пошутил: «А это тоже своего рода икона».

Многие из нас эту картину, наверное, видели. Она очень яркая и красивая, но, конечно же, меньше всего может быть названа иконой. И все-таки шутка моего знакомого оказалась вовсе не такой нелепой, как показалась вначале.

Немного позже он уже вполне серьезно объяснил мне смысл присутствия этой картины рядом с иконами. Он рассказал:

«С детства я очень любил подсолнухи. Меня всегда восхищало их сходство с солнцем, отраженное и в самом названии цветов. Но для меня настоящим откровением был школьный урок природоведения, на котором учительница увлекательно рассказала о подсолнухах то, чего я до этого не знал.

Оказывается, название отражает не только внешнее сходство, но и нечто другое: цветок подсолнуха всегда обращен к солнцу и поворачивает свое «лицо» вслед за ним в течение всего дня от востока к западу. А когда солнце заходит, он закрывается, чтобы снова открыться с восходом.

Тогда, в детстве, это очень поразило меня, а потом, по мере взросления, забылось. Прошли годы, и я обрел величайшее сокровище на свете – веру в Господа Иисуса Христа. Я думаю, что любой верующий согласится, что та часть жизни, когда он не знал Бога, отличается от жизни в вере, как ночь ото дня.

И хотя неверующие не согласятся с тем, что живут «в ночи», это только потому, что они еще не увидели «дня», что в их жизнь еще не вошло Солнце Правды. Только встретившись со Христом, человек понимает подлинный смысл жизни – стать подобным Ему. И вот тут-то мне вспомнилось мое детское увлечение подсолнухами, но теперь уже оно было осмыслено иначе.

Если Иисуса Христа мы уподобляем солнцу, то чему уподобить человеческую душу? Конечно, подсолнуху! И поэтому рядом с иконами висит эта картина. Она напоминает, как я должен жить. Это действительно портрет моей души. Если на самом деле я не совсем таков, то должен стать таким и хочу стать».

Картина ван Гога "Подсолнухи"

Картина ван Гога “Подсолнухи”

Признаюсь, эта аллегория представляется мне яркой и убедительной. В нашей душе намешано много чего – и доброго и злого, и светлого и темного. И как подсолнух не представляет из себя ничего привлекательного, пока не взошло солнце и лепестки его спрятаны внутрь, а с восходом преображается и уподобляется ему, так и душа человеческая.

Когда видит она Христа перед собою, раскрывается навстречу Ему, и тогда сияет все самое лучшее, самое светлое, самое чистое и благородное, что есть в человеке. Только бы душа наша не отворачивалась от Него, как никогда не отворачивается от солнца подсолнух.

Когда над землей восходит солнце, ему не все рады. Есть животные и насекомые, которым лучше ночью, чем днем, и с восходом солнца они спешат спрятаться. У людей такое тоже бывает.

Вот как говорит об этом Сам Господь: «…свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет… Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету… А поступающий по правде идет к свету…» (Ин. 3. 19–21).

Когда над землей восходит солнце, одни радуются ему и ликуют, другие – отворачиваются и прячутся. Две тысячи лет назад над землей взошло Солнце Правды.

И у каждого, кто увидел Его свет, есть возможность выбора – отвернуться и спрятаться или же обратиться к Нему и пойти навстречу. И крещение, если оно искренно и осознанно, если оно совершается по вере, свидетельствует о нашем выборе.

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – поет Церковь, когда крещаемый трижды обходит вокруг купели с зажженной свечой. Став христианами, мы должны облечься во Христа и в конце концов стать подобными Ему гораздо в большей мере, чем подсолнух подобен солнцу.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.