Отдание Пасхи. «Господи! Дай нам не забыть это!»

19

В среду 6-й седмицы по Пасхе, накануне праздника Вознесения Господня, православные христиане отмечают день отдания Пасхи.

В этот день на утрене в последний раз целиком поется Пасхальный канон, в последний раз с амвона звучат пасхальные поздравления.

После литургии священнослужители снимают Святую Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу).

Вечернее богослужение в среду 6-й седмицы по Пасхе посвящено празднику четверга – Вознесению Господню.

Христианство без Пятидесятницы

Христианство без Пятидесятницы

Что происходит, когда православные христиане переживают Вознесение, но не Пятидесятницу?

Автор: протоиерей Иосия Тренхэм, священник церкви св. Андрея в Риверсайде, штат Калифорния, США.

Последние десять дней церковного календаря были не совсем обычными. В некотором смысле это была жизнь между двумя событиями. В день отдания Пасхи мы завершили непрерывное празднование Воскресения Господня и оставили пасхальное приветствие: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!».

На следующий день мы праздновали Славное Вознесение нашего Спасителя на небеса, где Он воссел по правую руку от Отца. В эти дни между Вознесением и Пятидесятницей мы пребываем в состоянии ожидания. Как и апостолы в те древние времена, мы внемлем Господнему наставлению, которое Он дал при Своем Вознесении: «Оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Луки 24:49).

Мы ждем пришествия Святого Духа.

Почему апостолы ждали?

Очевидный ответ на вопрос: они ждали, потому что Господь Иисус Христос велел им дожидаться пришествия Святого Духа. Однако за этим ожиданием скрывается намного больше, чем кажется. Мы должны четко понять разницу между апостолами до Пятидесятницы и после Пятидесятницы. Пережитое ими было так значительно, что изменило их личности навсегда, сделав их другими людьми. Страх превратился в бесстрашие мучеников; рыбаки стали учителями всего мира; на место сомнения пришла сдвигающая горы вера. И все благодаря Пятидесятнице.

Необходимость Пятидесятницы

Некоторые из нас не понимают необходимости Пятидесятницы. Пятидесятница – событие многогранное, и мы не раз обсуждали это. Пятидесятница – это явление Святой Троицы миру. Именно поэтому этот день так же именуется в церкви Днем Святой Троицы. Апостолы знали Отца. Они стали учениками Сына. Затем исполнились Святого Духа. Пятидесятница, помимо прочего, еще и рождение Новозаветной Церкви. Это принятие Духа Божия всеми верующими. Это объединение всего человечества и решительный поворот от хаоса Вавилонской башни.

Все это мы уже обсудили ранее, поэтому сегодня я бы хотел заострить свое внимание на том, что Святая Пятидесятница является свидетельством того, что христианство – неземная религия, придуманная не людьми. Христианство не просто свод этических норм и нравственных правил. Христианство – это чудесное и удивительное единение Бога и людей. Это одухотворение и обожествление человека.

Будь христианство очередной выдумкой человечества, пусть даже лучшей и прекрасной выдумкой, ученикам не было бы никакой нужды ждать Пятидесятницы в Иерусалиме. Собственно, зачем? Они три года провели бок о бок с Христом и были Его самыми близкими учениками. Им было бы достаточно начать писать, проповедовать и распространять то знание, которое они получили от Учителя. Сами всему научились, можно и других поучить – именно так и происходит со всеми другими мировыми религиями. Но не с христианством.

Христианство – это не просто идеи, нравственные правила, этические нормы, форма общественного устройства и т.д. Все это, конечно же, присутствует в христианстве, но не это является сущностью Православия. Христианство заключается в преображении и обожении человека, а не в идеях. Не может быть христианства без Пятидесятницы. Православие без Святого Духа – не Православие.

Многие христиане живут между Вознесением и Пятидесятницей

В свете вышесказанного разве не трагично то, что очень часто мы воспринимаем Православие лишь как некий набор идей? Мы считаем себя православными, поскольку верим в определенные понятия, были обращены или рождены в нужной семье в нужное время. Останься апостолы в том состоянии, в котором они пребывали между Вознесением и Пятидесятницей, и мир никогда бы не услышал Благой вести. Они бы никогда не стали великими святыми и никогда бы не изгнали ни одного беса. Но они стали святыми и поражали бесов, потому что жили в единении со Святым Духом Божьим.

Однако своей жизнью мы, православные, слабо свидетельствуем о том, что живем во времена после Пятидесятницы. Наша вера слаба, мы связаны по рукам и ногам грехами, в нас почти нет христианской радости.

Читая или слушая Деяния святых апостолов, мы думаем о том, что уклад жизни апостолов был совсем не похож на наш. Читая житие того или иного святого, мы понимаем, что образ его жизни нам чужд и малопонятен. Почему так? Потому что мы живем без Святого Духа. Мы скорее похожи на боязливых и сомневающихся апостолов до Пятидесятницы.

Фото Алины Дземба.

Однако вокруг нас есть люди, которые словно светятся изнутри. Эти люди с радостью переносят все жизненные невзгоды. Их ничто не печалит. Почему? Потому что они пребывают в живой, динамичной связи со Святым Духом. Они искренни в своей молитве к Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Именно в таких людях живет Святой Дух, очищая и спасая их.

Христианство без Пятидесятницы – пустая оболочка

Если наша православная жизнь не исполнена Святого Духа, она тщетна! Для начала подумайте о том, что начало всех святых церковных таинств – Святой Дух.

Крещение является спасительным для нас не потому, что мы рождаемся только от одной воды, но и от Духа (Иоанна3: 3-5).

Миропомазание само по себе является личной Пятидесятницей и печатью дара Духа Святого.

Рукоположение – это особое завещание Святого Духа людям и суть священства заключается в том, что священник является источником Святого Духа в общине.

Именно поэтому Господь собрал двенадцать апостолов, дунул на них и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоанна 20:23).

Брак принадлежит исключительно земной жизни, если он не освящен Святым Духом и не скреплен Его любовью.

Соборование без Святого Духа не более, чем сложная процедура по уходу за кожей, ведь именно Святой Дух, которым освящается масло, лечит наши тела и души.

Таинство исповеди неискренне и бессмысленно, если исповедью не движет вдохновленное Духом Божьим раскаяние, за которым следует прощение грехов, облеченное силой Духа Святого.

А теперь подумайте о Таинстве из Таинств и Чуде из Чудес: Святой Евхаристии. Евхаристия совершается только действием Святого Духа. Ведь именно Его священник призывает снизойти на престол в молитве Богу о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову: «…ниспосли Духа Твоего Святаго на нас и на предлежащие сии дары и соделай хлеб сей почитаемым телом Христа Твоего, а то, что в чаше сей, почитаемой кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».

Реальность Евхаристии удивительно подтверждается жизнями многих святых, особенно святых епископов или священников, совершавших литургию.

Святой Василий Великий рассказывал, что над престолом в его церкви висела красивая золотая лампада, сделанная в форме голубя. Каждый раз во время пресуществления Святых Даров лампада начинала раскачиваться.

Похожую историю рассказывал наш святой отец Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Служа литургию, он всегда видел Святой Дух, в виде пламени сходящий на святую чашу во время эпиклезы.

Однажды литургия затянулась, поскольку о. Иоанн не хотел продолжать служить, пока не увидит огонь. Огня все не было и о. Иоанн в недоумении повернулся к дьякону и увидел, что его лицо покрыто темным облаком. На вопрос о. Иоанна о том, что случилось, дьякон честно признался, что плохо подготовился к литургии. Он разоблачился, покинул алтарь и только после этого на престол снизошел огонь.

Все святые таинства без Святого Духа – лишь пустая форма. Это же можно сказать обо всех аспектах нашей религиозной жизни. Пост – не больше чем диета, если его целью не является стяжание Святого Духа. Не случайно наш Господь «поведен был Духом в пустыню» (Луки 4:1), где провел в посте сорок дней. Грех не может быть побежден без Святого Духа. Он единственный, Кто дает нам власть «умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:13).

Продолжать можно бесконечно. Не может быть молитвы без Святого Духа, молящегося в нас. Не может быть Церкви без Святого Духа. Не может быть святилища без Святого Духа. Когда строится церковь, епископ освящает и алтарь, и святилище. Храм переживает свою Пятидесятницу, поскольку это не просто место собрания, но Дом Божий и храм Святого Духа. Если это не так, то церковь становится сборищем сатанинским (Откр. 9:11).

Наша цель – стяжать Святой Дух

В свете истины мы видим, как прав был святой Серафим, когда его спросили, в чем смысл жизни, на что он ответил:

«В стяжании Духа Святаго». «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Луки 11:11-13). Все наши христианские усилия и духовная борьба направлены только на одно: возрастание в Духе Святом. Именно это и есть духовность, и смысл христианства в единении человека с Богом посредством Святого Духа. Не будем же искажать истинную суть нашей религии, живя так, словно Православие заключается в идеях, нравственности и т.д. Глупости. Христианство заключается в единении с Истинным Богом, который по своему милосердию уподобляет нас Себе. Вероятно, некоторые сейчас думают: «Как же мне пережить Пятидесятницу? Что, если я и, правда, застрял между Вознесением и Пятидесятницей?»

МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН (ФЕДЧЕНКОВ) 
Припоминаю, как один епископ говорил, что иногда Господь дает пасхальную благодать в последний день, на отдание. Хотя я и не имел никаких оснований возражать против этого, считая мысль совершенно правильной, но в сердце (странно устроена наша душа) где-то таилось равнодушное маловерие…
Отдание Пасхи. «Господи! Дай нам не забыть это!»

…Пасха прошла… уже «отдание»…

Припоминаю, как один епископ говорил, что иногда Господь дает пасхальную благодать в последний день, на отдание. Хотя я и не имел никаких оснований возражать против этого, считая мысль совершенно правильной, но в сердце (странно устроена наша душа) где-то таилось равнодушное маловерие…

Митрополит Вениамин Федченков

Потому я даже забыл про то, чтобы просить чего-либо у Воскресшего. Но милость Божия – как бывает это нередко – дана была неожиданно, не по заслугам. Благодать есть «благодать», то есть незаслуженный дар. И какая дивная, чрезвычайная, единственная за всю мою жизнь благодать. Не хочется даже говорить о ней, а нужно скрыть, как драгоценное сокровище, от посторонних очей и, особенно, врагов. Поэтому запечатлею крестом святым дальнейшие строки о ней.

Попразднество Пасхи

«Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею (субботою), Церковь продолжает его, хотя с меньшею торжественностию (как попразднество), еще тридцать два дня до Вознесения Господня (по день «отдания» Пасхи) и, сверх того, вспоминает воскресение Христово еженедельно, в первый день седмицы». У евреев первым днем считалась суббота: а у христиан стал почитаться день воскресения. Скажем об обоих днях.

До «отдания» каждое воскресенье поются (кроме Фоминого) на вечерне «стихиры Пасхи» («Дa воскреснет Бог… Пасха красная…»), со славником празднуемой недели (мироносицам и проч.); а также поется пасхальный канон («Воскресения день…»). И ежедневно всякая служба начинается с пения (или чтения, на часах) тропаря: «Христос воскресе».

«Воскресение Христово…» на всенощной под воскресный день поется трижды, а не один раз. Ексапостиларий (или светилен по каноне) сначала поется пасхальный «Плотию уснув» потом уже – празднуемой недели.

Так ясно празднуется «попразднество» воскресения Христова – тридцать девять дней! Это – совершенно небывалое торжество! Обычно попразднество продолжается от одного до восьми дней.

Потом, накануне Вознесения, совершается «отдaние» Пасхи. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху; и проч., как и в воскресенья пасхальной седмицы; и с великим славословием.

Эта же служба является одновременно и предпразднеством Вознесения, поэтому третий канон полагается уже Вознесению. На литургии – прокимен «Сей дeнь…»; но «Апостол и Евангелие – дня».

А конец – «якоже указася и на самую Пасху…», «И тако отдается праздник святаго и живоноснаго Христова воскресения».

Плащаница уносится в среду: Господь завтра возносится (хотя об этом в службах не указывается). Но воскресение Христово воспоминается весь год, каждый воскресный день; и этот день потому и называется «Господним» днем. И, таким образом, Пасха совершается, в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья.

И, по церковному уставу, служба в этот день совершается без коленопреклонения. Каждое воскресенье читается на утрене Евангелие о явлениях Христа по воскресении Своем (одиннадцать чтений составляют «столп», который снова повторяется). Поется, по Евангелии, «Воскресение Христово видевше…» и «Воскрес Иисус от гроба…»

Первый канон посвящается непременно воскресению Христову, а второй – уже кресту и воскресению.

Верующие должны участвовать в службах.

По великом славословии поются, по очереди, тропари: «Днecь спасение…» или «Воскpec из гроба…».

День для добрых дел

И этот день отводится также делам милосердия.

По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил так: «B первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя», – согласно повелению апостола Павла – и сберегает, сколько позволит ему состояние… (1 Кор. 16, 2-3).

Для чего же апостол этот день назначил для пожертвования? Почему не сказал: в понедельник, во вторник или в прочие дни недели? Конечно, – с тем намерением, чтобы в самом дне воскресения иметь побуждение сильнее располагать нас к благотворению.

И почему этот день способнее побудит нас к милостыне?

Что всего важнее: мы получили бесчисленные благодеяния: в оный попрана смерть; уничтожено проклятие; истреблена власть греха; врата адовы сокрушены; пленен Диавол: прекращена долговременная вражда; на земле водворился мир; род человеческий достиг прежнего – гораздо большего – благородства. Святой Златоуст – великий проповедник милостыни. За это собственно он и пострадал, обличая богатых!

Эта милостыня бедным, говорит он, очень часто и есть лучшая «служба» Богу и высшая красота Пасхи. Недаром предки наши в дни больших праздников посещали больницы и тюрьмы; и посещали заключенных; или посылали им дары.

Ведь на Страшном суде Господь именно об этом спросит нас: напитали ли? напоили ли? одели ли? посетили ли? Вообще, оказали ли любовь меньшим братьям Христовым? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). И место ли нам быть с Ним на трапезе Его в Царствии с Ним, – если мы не окажем милости Его братьям (Лк. 22, 30)?

Не думаю! Слово Христово – истина! И тот же святой Златоуст так настойчиво говорит о милостыне. Например: «…хотя у тебя много грехов, но, так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее, она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это – глас Самого Господа, что, кто сотворил единому сих меньших, тот – Мне сотворил… (Мф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было У тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает Bce» (Т. 2. С. 327).

«Бедные – врачи наших душ, благодетели и предстатели; потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Владыкою» (т. 3. С. 308).

«…Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброю совестью, и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии и услышит вместе с прочими эти блаженные слова: приидите, благoсловеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира… (Мф. 25, 34)» (Т. 4. С. 33).

«…Не запрещаю делать богатые вклады (на храм): требую только, чтобы вы вместе с вкладами – и даже прежде них – творили милостыню. Хотя Бог приемлет и вклады, но гораздо лучше – милостыню. <…> Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится голодом?» (т. 7. С. 522).

Милостыня – важнее жертв: милостыни, а не жертвы (Ос. 6, 6; 9, 4). Она отверзает небеса: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян. 10, 4). – Апостол Павел сказал сначала о воскресении, и тотчас же о милостыни! (1 Кор.15; 16. См. толкование Златоуста).

Господи! Дай нам не забыть это!

Митрополит Вениамин Федченков – Пасха. О праздниках и богослужениях православной церкви, Москва 2007

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.