День Святого Духа. Духов день в 2018 году – 28/15 мая

maxresdefault-6-600x338

День Святого Духа, Духов день – 28 мая в 2018 году – православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

Православные отмечают второй день Троицы — Духов день.
Православные отмечают День Святого Духа (Духов День)
 Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками…

Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы – сошествия Духа Святого на апостолов, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христова.

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили.

Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

День Святого Духа, Духов день 2018

“Надо же – в такую рань и уже так пьяны” – услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев. Духов день

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими – еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Духов день

Фото Олега Коновалова

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться – и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, – рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в “постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал”, с коего можно уже при жизни “получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор” (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не “рабами”, но “братьями” – и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне – один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь – это их собственная тайна, точнее, теперь – это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил – Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня – наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто – на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? “Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины”, – так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула “князя Шаховского” приобрел имя “монаха Иоанна”. Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.

День Святого Духа - Духов деньНо в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это – признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.

Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев “патриотических” митингов, участников гневных пресс-конференций о “разгуле сатанизма”. Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем “режиме” иначе и быть не может.

Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе – но так и не приехали к их могилам…

Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога”.

Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога – Распятого ради нас и Воскресшего.

Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение – благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: “Сыне, дай Мне твое сердце!”. Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?

А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это – мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.

Цитируется по:  Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие.

Сила свыше

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ГАГАРИН |
Когда на пятидесятый день по Воскресении апостолы вышли на проповедь, многие люди подумали, что они просто пьяны.
Сила свыше

А как же иначе? “Не эти ли галилеяне были учениками распятого недавно проповедника Иисуса? Не их ли Учителя предали позорной смерти с двумя преступниками, тем самым окончательно пресекая нелепые слухи, будто Он и был долгожданным Мессией, Спасителем? – так, вероятно, думали слушавшие апостолов. – И вот теперь они утверждают, что Учитель их воскрес! Что Он и есть подлинный Мессия. Мало того, сами эти ученики еще недавно боялись быть узнанными, скрывались от всех, не без основания опасаясь разделить участь своего наставника, а теперь с непонятным дерзновением говорят такое, за что в любой момент могут быть схвачены и наказаны самым жестоким образом”. Воистину, казалось, или они безумны, или пьяны.

Ведь что такое вино для многих его любителей? Способ войти в то состояние, которого очень хочет каждая человеческая душа и которого чаще всего не ощущает в достаточной мере. Состояние радости, бесстрашия, уверенности в себе, ощущение силы, решимости и внутреннего мира. Этого ищут в алкоголе. Хорошего, в общем-то, ищут! Да только не там. Алкоголь, как известно, если и даст что-то похожее, то не на долго, и не по-настоящему. Если что и даст, то заберет гораздо больше. Ищут, однако, несмотря на горький опыт, именно этого и поэтому увидев то, как радостны, бесстрашны и красноречивы те, кто еще недавно в страхе прятались, могли это объяснить только одним: «Напились!»

Но удивляло и другое. Неграмотные галилеяне вдруг заговорили на самых разных языках, и люди, пришедшие в Иерусалим из разных стран понимали их. Этого вином не объяснишь.  Петру пришлось возвысить голос и возгласить: «Они не пьяны, как вы думаете». Дело в другом: сбылось древнее пророчество, предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, изолию от Духа Моего на всякую плоть…» (Деян. 2. 17). В конце концов, исполненные Духом слова Петра рассеяли недоумения и сомнения. Многие поверили. Около трех тысяч человек обратилось в этот день ко Христу: крестились и присоединились к Церкви. Собственно, в этот день и родилась наша Церковь.

Откуда же взялись это мужество, эта убедительность? Что нужно нам с вами, чтобы идти путем Христа, путем апостолов, путем Церкви?

Достаточно ли знать истины веры? Двенадцать апостолов в течение трех лет были рядом со Христом, слушали проповедь Учителя, видели Его чудеса. Он сказал им обо всем, что было необходимо знать. Они слышали и о грядущей крестной смерти, и о воскресении. Они верили каждому Его слову. Казалось бы, чего больше? Этого достаточно, чтобы уже никогда не свернуть с Дороги, ведущей в Жизнь. Оказалось – недостаточно. Один из двенадцати предал, другой отрекся,  остальные, кроме Иоанна, – испугались и скрылись.

60778fef42eec71961f1c909bc1a58d68049ea124634718

Ладно, проявить слабость может каждый. Но когда уже свершилась смерть, не должны ли были они, не сомневаясь нимало, ожидать воскресения. Ведь Он же об этом предупреждал! Ведь они знали! Почему же забыли? Почему не сразу поверили словам жен-мироносиц?  Разве о таком можно забыть!

И вот, наконец, когда Он воскрес, когда уже лично убедились в этом, когда, казалось бы, уже нечего бояться, – пошли ли они проповедовать Радостную Весть, Евангелие? Даже и этого было еще мало. Господь, перед тем, как вознестись на небеса, сказал: “…оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше” (Лк. 24. 49).

Никакое знание, ни вера, ни видения чудес и знамений, ни даже совершенная убежденность в Воскресении Христовом не сделали апостолов способными выйти на проповедь, а если бы и дерзнули, едва ли убедили кого-нибудь их слова. Нужна была еще СИЛА СВЫШЕ. И эту Силу получили они в день, который мы празднуем. “При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать” (Деян. 2. 1-4).

Этой Силы, этого Огня просим мы, приступая к любому делу, обращаясь ко Господу с молитвой «Царю Небесный». Эту молитву, которую мы так часто поем или читаем, не принято произносить во все дни Святой Пятидесятницы, от Пасхи до Троицы. Может быть, в числе прочего, и для того, чтобы мы, немножко отвыкнув от нее и соскучившись по ней, в День Троицы с новой силой пережили глубину и возвышенность заключенных в ней прошений.

В день праздника мы просим того Огня, той Силы Свыше, которые уже пребывают в нас. Зачем же просить того, что уже имеем? Ведь все крещенные православные христиане получили Дар Святого Духа в Таинстве Миропомазания.   Но присутствие в нас Духа Божия не есть нечто постоянное и неизменное. Сила Божия, Благодать Божия, пребывает и убывает в зависимости от нашей жизни, от наших дел, нашей молитвы. И цель жизни нашей, как сказал преподобный Серафим Саровский, – “стяжание Духа Святого”. Сойдя на каждого из нас в Крещении и Миропомазании, благодать Духа Святого уходит, когда мы совершаем грех, идем против совести, угождаем своим слабостям, ленимся, обижаем и обижаемся, сквернословим и делаем многое другое, чего Бог не велит. Пока живы, совсем Она нас не покинет, но какими беспомощными и жалкими становимся мы, поработив себя греху! Какая-то искорка все равно останется, потому что никто и ничто не может до конца погасить зажженное Господом. Присутствие в нас этого пламени — дело Божие, но сила его, повторим, во многом уже зависит от нас. Поэтому Апостол Павел напоминает: “Духа не угашайте” (1 Фес. 5. 19), “Духом пламенейте” (Рим. 12. 11).

Стяжание Духа Святого… Дух Святой – это Дух Истины (Ин. 16. 13), только в Нем пребывая, видим мы все вокруг и внутри себя в истинном свете, не искаженно и не иллюзорно. Дух Святой — это Дух Мирен. Стяжавший Его, по словам преподобного Серафима, не только сам спасается. Вокруг него спасаются тысячи. Дух Святой – Дух Утешитель (Ин. 15. 26), Дух “не боязни, но силы и любви и целомудрия” (2. Тим. 1. 7).

Есть у нас и ясные указания Писания на то, как познается в нас Его действие: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5. 22). Есть и учение Церкви о путях стяжания этого Духа. Всем нам стоит время от времени перечитывать «Беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о Цели Христианской Жизни». Эта Цель — Стяжание Духа Святого.  Путь к ней – молитва, пост, чтение Писания и Святых Отцов, это добрые дела, совершаемые во Имя Христа… Названо, конечно не все, но наиболее важное. И, более всего, умножению в нас Благодати Святого Духа служат Таинства Церкви, особенно высшее, чего только может сподобиться человек на земле: Причастие ТЕЛА и КРОВИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.

Rod

Каждый день, каждый миг нашей жизни мы можем или возрастать в Духе, или утрачивать Его; или возжигать, или угашать горящий в нас огонь Любви Божией.  “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей” (Пс. 50), – молимся мы каждое утро. И особенно горячо ждем своего духовного обновления в день, когда вспоминаем, как Божественная Сила Свыше сошла на учеников Христовых впервые. Трижды в этот день все мы в церкви будем вставать на колени и просить, чтобы Господь умножил в нас эту Силу, этот Огонь.

Об одном из даров Духа

В нашей церковной действительности существует проблема, имеющая прямую смысловую связь с праздником Пятидесятницы.
Об одном из даров Духа
Фото прот. Игоря Пчелинцева

Я назвал бы её «проблемой перевода», оговорюсь сразу речь не идет о вопросах, связанных с русификацией богослужения, и о том, что меня в действительности волнует достаточно мало теперь говорят, что конечно же никак не умаляет значимости этой проблематики для нашей Церкви. Как известно – один из благодатных даров Пятидесятницы — это дар говорения на языках. В этот день Святой Дух сойдя на апостолов не только утвердил их в вере, запечатлел в их сердцах глубину Евангелия, но и сообщил им способность передавать это знание другим, в том числе иноязычным своим современникам. Событие Пятидесятницы открывает для нас принципиальную возможность и даже необходимость перевода христианского Благовестия на иные языки.

Сегодня для нас очевидно, что проблема перевода в Церкви не может пониматься нами лишь только в узко лингвистическом смысле, как перевод Священного Писания или богослужение на языки, скажем малых народов, хотя и этот вопрос так же и по сей день сохраняет свою актуальность, но в более широком контексте речь идёт о переводе Благовестия с языка одной культуры на язык культуры другой. Когда мы мы с вами говорим о том, что Предание это жизнь Церкви в Духе Святом, то речь идёт в значительной степени и о проблеме перевода. Дело в том, что перед Церковью с первых дней её существования стоит задача постоянного выражения и «перекодировки» той совокупности смыслов, которую содержит в себе Божественное Откровение, и жизнь в Духе всегда являлась критерием неискажённой передачи этой совокупности смыслов. С высоты современного гуманитарного знания мы понимаем, что ничего не может быть выражено раз и на всегда, нет в языке того, что абсолютно непреложно хранилось бы в нём тысячелетиями, потому, что сам человеческий мир изменчив. И наш язык, как часть этого мира есть живая реальность. Даже за одним словом нельзя на века закрепить тот или иной смысл, сделать так, чтобы знак и его единственное значение навсегда неразлучно пребывали вместе. Например, всем известно, что Аристотель определял человека, как «политическое животное». Сейчас, полагаю, в современном контексте эта фраза прозвучит как оскорбление, если мы применим её к кому нибудь из представителей нашего политического истеблишмента, поскольку теперь у этих двух слов иное бытование в языке, или скажем проще, — их значение несколько изменилось.

Невозможно перенести слово из одной эпохи, из определённой культурной ситуации в другую вместе со всем смысловым шлейфом, сопровождающем это слово. Любая вербальная богословская формула рано или поздно теряет свою изначальную привлекательность. Догмат о Пресвятой Троице был сформулирован, когда человек мыслил категориями античной онтологии, сейчас мы мыслим совершенно иными категориями, поэтому рискну предположить, что если мы не будем соотносить догматические построения 4 го века с реалиями современной жизни, то наше богословие мало что скажет нам о Боге, направит нас в смысловой тупик. Люди разных эпох по-разному объясняют себе то, как этот мир устроен. Например, святые отцы древности разделяли современные им естественно-научные представления, в том числе и научные заблуждения своего времени — это часть той культуры, которой они принадлежали. Ценность наследия прп. Иоанна Дамаскина заключена не в его трактате о драконах и приведениях, а совсем в другом. Если мы в ветхозаветном повествовании об Иисусе Навине, читаем, что остановилось Солнце, это не означает, что гелиоцентрическая модель мира неверна, просто люди тогда представляли мир иначе. И наоборот если мы теперь объясняем себе мироздание по-другому, это совсем не означает, что Библия — это сборник архаичных мифов, не имеющим никакого значения для современного человека, напротив – сама современная картина мира на протяжение веков складывалась под влиянием христианского вероучения. Так вот, для того, чтобы адекватно понимать своё наследие, и за внешней формой видеть самую суть, нам требуется постоянный комментарий ко всему, что мы сохранили от предыдущих поколений христиан, процесс перевода смыслов, процесс их актуализации не должен в Церкви прекращаться никогда, нам нельзя ограничиваться одним лишь охранительством.

Предание Церкви от начала её бытия содержит в себе механизм не только сохранения христианского Благовестия, но и передачи, а значит перевода изначальных смыслов, при изменении внешней стороны языка христианской миссии. Более того апостольский призыв: «Духа не угашайте», говорит нам о том, что каждый член Тела Христова призван творчески в согласии с духом Евангелия приумножать, то, что веками составляло стержень духовного поиска человека, призван сказать другому о Христе на языке его культуры.

С праздником!

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.