Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (ФОТО, ВИДЕО)

IFmo7FY89UQ-600x441

1 августа православные христиане празднуют обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. (Житие святого помещено 2 января, в день его преставления). 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

4_3096-600x435

Царь Николай II, перенесение мощей святого преподобного Серафима Саровского

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, — учил Преподобный, — сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия». Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

«Господь открыл мне, — сказал он, — что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».

icoana-rara-cu-sf-serafim-de-sarov1

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим «царским (средним) путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: «выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг — плоть наша — был верен и способем к творению добродетелей».

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но… молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».
Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!» Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды — «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую»; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а от обеда до вечера — «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

«В молитвах внимай себе, — советовал подвижник, — т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя…» Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

«Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», — наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

«Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося…» Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!».

«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», — говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!» Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: «Кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары». «Для сохранения мира душевного… всячески должно избегать осуждения других… Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: «Сей от рода нашего».

По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое, — говорит Он, — а все прочее Я Сам приложу тебе», — ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».

«Того Царя, который меня прославит, и я прославлю»

Земной путь русских Царей оказался горек и недолог: от пронизанных светом сосен, пения птиц и журчания целебного источника на Ближней пустынке преподобного Серафима – до расстрельного подвала Ипатьевского дома. Наступили иные времена. Сегодня наше утешение и обязанность – молитвенно почтить память тех, кто молится о нас в вечности.

…Укоряемы – благословляйте, гонимы – терпите, хулимы – утешайтесь, злословимы – радуйтесь! Вот наш путь с тобою, и претерпевший до конца спасется!

Преподобный Серафим Саровский

Еще в 2006 году в новом районе города ученых Сарова был освящен закладной крест на месте будущего храма святых Царственных страстотерпцев. Сегодня саровская приходская община начала работы. Проектированием и строительством руководит известный церковный архитектор Андрей Анисимов.

Возведение такого храма на земле Сарова – давно созревшая духовная необходимость. Молитвенная связь преподобного Серафима Саровского и последних русских Государей сегодня стала неоспоримым фактом истории и достоянием нашей церковной жизни. Предание хранит слова преподобного Серафима: «Того Царя, который меня прославит, и я прославлю».

Не одно поколение Царской семьи горячо почитало Серафима Саровского, особенно после исцеления в 1860 году великой княжны Марии Александровны, в тяжелой болезни накрытой его мантией. В 1902 году Государь Николай II выступил за прославление чтимого народом старца.

Прославление состоялось в день рождения Серафима – 19 июля 1903 года (по старому стилю, по новому – 1 августа). В Саров стеклось до 300 тысяч богомольцев, среди которых была и Царская чета. 17 июля царский поезд прибыл в Арзамас, народ приветствовал Царя и Царицу вдоль всего их пути до Сарова.

Царская семья на прославлении преподобного Серафима

Царская семья на прославлении преподобного Серафима

На следующий день после обедни в Успенском соборе Николай II осматривал монастырь, спускался в Саровские пещеры. После этого в его присутствии служили последнюю панихиду по иеромонаху Серафиму, где поминали батюшку как обычного усопшего. Затем Царская семья посетила памятные места преподобного – Ближнюю и Дальнюю пустынки, камень в лесу, на котором Серафим молился тысячу дней и ночей. Николай II и Александра Федоровна были на источниках, пили воду из родника.

Вечером 18 июля началось праздничное всенощное бдение. По решению Синода такие всенощные прошли в этот вечер во всех храмах России. Гроб с мощами перенесли в Успенский собор на своих плечах Государь, великие князья и архиереи. В ночь на 19 июля двери Успенского собора были открыты, тысячи людей заходили приложиться к мощам преподобного.

Во время службы 19 июля Государь и великие князья несли мощи Серафима Саровского в крестном ходе вокруг Успенского собора, затем они были помещены в раку, установленную в соборе попечением Царской семьи. Парчовый покров на раку Государыня вышила своими руками.

Очевидцы отмечают атмосферу всенародного праздника, благоговения, сопричастности чуду, царившую в те дни в Сарове. Это было всенародное единение, не кажущееся, а искреннее, полное, соединявшее людей, из какого бы общественного слоя они ни были.

Саровские торжества. Посещение Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной источника преподобного Серафима Саровского. 1903 г.

Саровские торжества. Посещение Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной источника преподобного Серафима Саровского. 1903 г.

Вечером того же дня состоялось купание Царской четы в источнике батюшки Серафима на Ближней пустыньке. С этим событием непреложно связывают то, что Царю и Царице вслед за четырьмя дочерьми был дарован долгожданный наследник Алексей.

21 июля, сразу вслед за отъездом Государей из Сарова, совершилось освящение храма, который первым в России, да и во всем мире стал носить имя преподобного Серафима. Часто его называли «храм над кельей». Зайти в келью, где много лет жил и где скончался преподобный, стремились многие паломники. Начиная с 1864 года ее уже не занимал никто из братии. Со временем явилась мысль выстроить над кельей храм. Одноэтажный братский корпус разобрали, нетронутой осталась лишь келья преподобного. Над ней были сооружены стены и своды новой церкви, так что келья осталась стоять внутри, как Кувуклия Гроба Господня в иерусалимском Храме Воскресения Христова.

В эти светлые дни Государя ожидали не только радости. Дивеевская блаженная Паша Саровская передала ему письмо, написанное, по преданию, самим преподобным Серафимом. Свидетели вспоминают, что Государь прочел это письмо в уединении, никому его не показал и потом горько плакал. Над чем? Бог знает. Письмо впоследствии так и не было найдено. Сегодня-то нам ясно, что плакать было над чем – и Государю, и всей России. Не будет, наверное, слишком дерзновенным предположить, что в миг великого торжества батюшка Серафим открыл последнему русскому Царю, что ожидало его впереди. Быть может, здесь источник стойкости Царской семьи, отказа покинуть Россию в испытаниях революций и сознательного решения разделить мученическую судьбу Церкви и народа.

Наследник Алексей родился по молитвам преподобного Серафима в 1904 году. Через год началась череда революций, через десять лет – мировая война. Земной путь русских Царей оказался горек и недолог: от пронизанных светом сосен, пения птиц и журчания целебного источника на Ближней пустынке преподобного Серафима – до расстрельного подвала Ипатьевского дома. Наступили иные времена.

Сегодня наше утешение и обязанность – молитвенно почтить память тех, кто молится о нас в вечности.

Саров в 1903 году

Черно-белые фотографии Сарова начала XX века. Много фотографий 1903 года, сделанных во время канонизации преподобного Серафима Саровского М. И. Грибовым, потомственным московским фотографом.
Саров в 1903 году

Часовня и купальня на источнике преп. о. Серафима

Часовня и купальня на источнике преп. о. Серафима

Вновь освященная церковь во имя Св. Троицы, сооруженная над келлией преп. Серафима

Вновь освященная церковь во имя Св. Троицы, сооруженная над келлией преп. Серафима

Место камня, на котором преп. о. Серафим молился 1000 ночей.

Место камня, на котором преп. о. Серафим молился 1000 ночей.

Ближняя пустынь преп. о. Серафима.

Ближняя пустынь преп. о. Серафима.

Камень, на котором преп. о. Серафим молился 1000 ночей

Камень, на котором преп. о. Серафим молился 1000 ночей

Соборный Успенский храм, в которм находятся св. мощи преп. Серафима

Соборный Успенский храм, в которм находятся св. мощи преп. Серафима

Крестный ход из Серафимо-Дивеева монастыря в Саровскую пустынь 17 июля 1903 года

Крестный ход из Серафимо-Дивеева монастыря в Саровскую пустынь 17 июля 1903 года

Прибытие крестного хода из Сер.-Дивеева монастыря в Саровскую пустынь.

Прибытие крестного хода из Сер.-Дивеева монастыря в Саровскую пустынь.

Поднесение Их Императорским Величествам иконы хоругвеносцами 18 июля 1903 г.

Поднесение Их Императорским Величествам иконы хоругвеносцами 18 июля 1903 г.

Поднесение Их Императорским Величествам, на границе Тамбовской губернии, депутациям хлеба-соли

Поднесение Их Императорским Величествам, на границе Тамбовской губернии, депутациям хлеба-соли

Их Императорские Величества у Дальней пустыньки преп. Серафима 18 июля 1903 г.

Их Императорские Величества у Дальней пустыньки преп. Серафима 18 июля 1903 г.

Их Императорские Величества у Дальней пустыньки преп. Серафима 18 июля 1903 г.

Их Императорские Величества у Дальней пустыньки преп. Серафима 18 июля 1903 г.

Их Императорские Величества у камня, на котором преп. Серафим молился 1000 ночей.

Их Императорские Величества у камня, на котором преп. Серафим молился 1000 ночей.

Государь Император по дороге к источнику преп. Серафима.

Государь Император по дороге к источнику преп. Серафима.

Выход Их Императорских Величеств из Успенского собора 17 июля 1903 г.

Выход Их Императорских Величеств из Успенского собора 17 июля 1903 г.

Встреча Их Императорских Величеств митрополитом Антонием в Сарове 17 июля 1903 г.

Встреча Их Императорских Величеств митрополитом Антонием в Сарове 17 июля 1903 г.

Прибытие Их Императорских Величеств в Саров 17 июля 1903 г.

Прибытие Их Императорских Величеств в Саров 17 июля 1903 г.

Их Императорские Величества обходят представительниц инородцев Тамбовской губернии 17 июля 1903 г.

Их Императорские Величества обходят представительниц инородцев Тамбовской губернии 17 июля 1903 г.

Вынос св. мощей преп. Серафима из церкви свв. Зосимы и Савватия во время всенощной, 18 июля 1903 г., в Успенский собор.

Вынос св. мощей преп. Серафима из церкви свв. Зосимы и Савватия во время всенощной, 18 июля 1903 г., в Успенский собор.

Вынос мощей из Успенского собора 19 июля 1903 г.

Вынос мощей из Успенского собора 19 июля 1903 г.

Крестный ход со св. мощами преп. Серафима, саровского чудотворца, 19 июля 1903 г.

Крестный ход со св. мощами преп. Серафима, саровского чудотворца, 19 июля 1903 г.

Крестный ход перед алтарем Успенского собора 19 июля 1903 г.

Крестный ход перед алтарем Успенского собора 19 июля 1903 г.

Крестный ход перед алтарем Успенского собора 19 июля 1903 г.

Крестный ход перед алтарем Успенского собора 19 июля 1903 г.

Крестный ход со св. мощами преп. Серафима. Возвращение крестного хода в Успенский собор.

Крестный ход со св. мощами преп. Серафима. Возвращение крестного хода в Успенский собор.

Выход Их Императорских Величеств из Успенского собора 20 июля 1903 г.

Выход Их Императорских Величеств из Успенского собора 20 июля 1903 г.

Отбытие Их Императорских Величеств из Сарова. Их Величества, предшествуемые духовенством, идут к св. вратам 20 июля 1903 г.

Отбытие Их Императорских Величеств из Сарова. Их Величества, предшествуемые духовенством, идут к св. вратам 20 июля 1903 г.

Посещение Их Императорскими Величествами богомольческого городка в Сарове 20 июля 1903 г.

Посещение Их Императорскими Величествами богомольческого городка в Сарове 20 июля 1903 г.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь (с левой стороны) - трапезная, приходская церковь, колокольня и собор

Серафимо-Дивеевский женский монастырь (с левой стороны) – трапезная, приходская церковь, колокольня и собор

Наружный вид келлии преп. о. Серафима, в которой скончался преподобный (над келлией сооружен новый храм во имя Св. Троицы).

Наружный вид келлии преп. о. Серафима, в которой скончался преподобный (над келлией сооружен новый храм во имя Св. Троицы).

Внутренний вид часовни, где находится источник преп. о. Серафима

Внутренний вид часовни, где находится источник преп. о. Серафима

Могила преп. о. Серафима в настоящем виде

Могила преп. о. Серафима в настоящем виде

Часовня над могилой преп. о. Серафима.

Часовня над могилой преп. о. Серафима.

Рака над мощами преп. Серафима, саровского чудотворца, пожертвованная Их Императорскими Величествами

Рака над мощами преп. Серафима, саровского чудотворца, пожертвованная Их Императорскими Величествами

Дворец Их Величеств в Сарове.

Дворец Их Величеств в Сарове.

Общий вид Саровской пустыни

Общий вид Саровской пустыни

Соборные храмы - Живоносного Источника и Успенский.

Соборные храмы – Живоносного Источника и Успенский.

пустынь

пустынь

пустынь

пустынь

58

Серафимо-Дивеевский женский монастырь (с левой стороны) - трапезная, приходская церковь, колокольня и собор

Серафимо-Дивеевский женский монастырь (с левой стороны) – трапезная, приходская церковь, колокольня и собор

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.