Архипастырское служение на приходе великомученика Пантелеймона

0_1b1d91_31786d8_orig

Архиерейская служба состоялась в нашем храме, что явилось для жителей Иннокентьевского района г. Иркутска главным событием, равным пожалуй, по меньшей мере, престольному празднику. Каждый присутствующий прихожанин храма святого великомученика Пантелеймона смог вспомнить и наблюдать, какое это прекрасное и величественное зрелище. Кроме того, мы насладились соборной молитвой с нашим земным архиереем митрополитом Вадимом. В древности православное богослужение именовалось мистерией (от греческого «мистерион» — таинство), и на архиерейских службах как-то особенно остро ощущаешь, что на время попадаешь в иную, мистическую реальность. Это чувствуют все. Но те, кому известен глубокий символический смысл каждого элемента богослужения: самого чинопоследования, песнопений, иконографии, облачений, — переживают эту реальность несравненно сильнее.

В этой публикации мы расскажем не только об ряде элементов архиерейского служения и своем впечатлении о прошедшем богослужении, — но и о истории создания, становления и взаимопонимания, сложившегося в житие нашего храма под непосредственным чутким руководством и покровительстве правящего архиерея владыки Вадима митрополита Иркутского и Ангарского.

Но в начале, поделимся произведенным впечатлении на верующих и чувствах, оставленных в сердцах по визите архиерея.

2458+1

Появление архиерея в красном облачении с самого начала богослужения было не случайно, хотя и весьма символично в хаме вмч. Пантелеймона. Современное облачение архиереев, кроме традиционных священнических одежд: епитрахили, подризника, пояса, поручей, — состоит из саккоса и омофора. И по форме саккос похож на стихарь, но несколько короче, шире и украшен  звонцами. Еще в древней Иудее носили саккос в дни скорби, покаяния и поста. Покрой у него был самый бесхитростный: большой прямоугольный кусок грубой материи с вырезом для головы. Во времена земной жизни Спасителя в римском обществе существовала одежда, похожая по форме на саккос, так называемая далматика — из ткани красного цвета, с короткими рукавами. Носили ее римские цари, а также императорские воины.

Именно в такую «царскую багряницу» одели Христа воины, желавшие над Ним посмеяться. В XI–XII веках у византийских императоров появилась традиция дарить предметы царского облачения патриархам, в том числе и упомянутые далматики. А те, как говорит святитель Филарет Московский, из смирения переименовали далматику в саккос, по сходству покроя. В Русской Церкви саккос появился в XV веке, носить его имел право только митрополит. Веком позже он стал облачением патриархов, а с начала XVIII века — всех русских архиереев. Архиерее Твои, Господи, облекутся в правду, — именно эти слова произносятся в тот момент, когда епископ облачается в саккос. Епитрахиль знаменует собой благодать Святого Духа.2480

Красный цвет в Воскресение по Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня в облачении и украшении храмов положен по Уставу. Цвет мучеников, в честь которого и наш храм – великомученика Пантелеймона, тоже цвет красный, что весьма подходит по тематике нашего храма. Тем более, что архиерейская служба сопровождается соборным служением духовенства, подразумевает в себе протодиаконов и иподиаконов, которые в соответствии со своими регалиями облачаются тоже в красное облачение. Это праздничное богослужение в прошедшее Воскресение невольно превратилось в Торжество православия и напомнило праздничный парад или пасхальное богослужение.

Архиерей выходит на амвон и благословляет всех. На нем белый омофор — это широкий лентообразный плат, украшенный крестами, который возлагается на плечи архиерея поверх других одежд. Омофор символизирует овцу, которую Добрый Пастырь несет на Своих плечах, поэтому в древности он изготовлялся исключительно из белой шерсти. Позднее омофоры стали делать из парчи, шелка и других дорогих тканей, но символика осталась та же самая. Омофор показывает, что архиерей в Церкви является образом Спасителя и имеет такое же попечение о вверенной ему пастве, какое имел Господь о людях. Он так же полагает душу свою за Церковь, как положил ее Христос.

0_1b1d85_647e8c68_origНовому видению добавило силу талантливое звучание голосов кафедральных протодиаконов и не давало возможности уследить за непривычным ходом архиерейской службы, как будто ты впервые находишься на Божественной литургии – так новые для непосвященного отличия архиерейского богослужения вдруг неожиданно раскрывали архиерейскую службу, что многим не хватало времени уследить за ходом богослужения и они стали осознавать понимание происходящего только после того, как оно проходило или уже сменялось следующим актом. Привычные, казалось бы, и до запинки знакомые Великая и Сугубая ектении зазвучали в служении протодиаконов Дмитрия и Антония совсем по-другому, по-новому раскрылись и заставили задуматься о просимом в них как-то иначе.

Владыка с духовенством выходит в центр храма перед возложенным на аналое украшенным цветами Крестом. И все поют величание Кресту и поклоняются ему. В эти дни Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшие страдания ради нашего спасения.

Теперь крест — наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте.

0_1b1d83_fed3cb97_origПо завершении богослужения митрополит Вадим обратился к молящимся с архипастырским словом, поздравил всех с воскресным днём и напомнил о значении услышанного на Литургии святого Евангелия и последующем ему проповеди. Владыка пожелал всем всесильной помощи Божией во всех добрых начинаниях, неустанно следовать за Христом, свято хранить и соблюдать Заповеди Божии, уповать на молитвенное предстательство Пресвятой Богородицы.

История основания прихода святого великомученика и целителя Пантелеймона берёт своё начало от прокладки в конце 19 века Транссибирской железной дороги. До этого времени, здесь была лесистая местность с пересечённым рельефом, по которой проходила дорога от Вознесенского монастыря по направлению к деревне Малая Елань. Единственным жильём на этой территории был скит Вознесенского монастыря с Михайло-Архангельским храмом, построенным в 1876 году и находившимся тогда далеко за границами города Иркутска.

Здесь была основана крупная узловая станция Иннокентьевская, последняя на всём протяжении Средне-Сибирской железной дороги. Это был крупный железнодорожный узел со всеми необходимыми службами – паровозным депо, мастерскими, товарной конторой, телеграфом, телефоном, жилыми казёнными домами для проживания рабочих и служащих, и медицинским приёмным покоем.

В это время и был построен больничный комплекс, в котором в рамках строительства была запланирована Православная часовня. Строительство комплекса приходится на 1902–1912 годы, а часовня была построена примерно в 1906 году и по сей день находиться на улице академика Образцова, 27. В связи с началом Первой мировой войны, больничный комплекс стал служить военным госпиталем, куда доставлялись раненые для лечения. Часовня же служила местом отпевания и приуготовления усопших к захоронению. После революции 1917 года часовня была переоборудована в городской морг и в этом качестве просуществовала до 1980 года. С 1980 года часовня была перепрофилирована в туберкулёзную лабораторию, которая существовала до 2002 года включительно. После этого здание было полностью заброшено и постепенно приходило в упадок.

Владыке Вадиму предстояло вернуть часовню в ведение Иркутской епархии. 27 апреля 2009 г. указом архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима настоятелем Православной часовни «Усыпальни» назначен игумен Фотий (Евтихеев). В администрацию ОАО РЖД на протяжении долгого времени поступали просьбы и предложения о передачи исторической часовни Русской Православной Церкви. В 2009 г. наконец руководителями ОАО РЖД и Иркутской епархии был подписан дарственный договор о пожертвовании Церкви туберкулезной лаборатории и земельного участка в 10 соток.

Здание находилось в крайне запущенном состоянии, обгоревшее после пожара, без окон и дверей, кровля практически отсутствовала. Внутри здания все помещения, служившие притоном для местных бродяг и наркоманов, были завалены мусором, остатками многочисленных костров, тряпок и шприцов.

9 июня 2009 г. перед входом в часовню прямо на улице был отслужен первый молебен на всякое доброе дело. И работа закипела, мусор вывозили машинами с утра до вечера.

17 августа 2010 года совершилось приходское историческое событие, архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом освещены и водружены на часовню купол с крестом. 20 января 2011года правящим Архиереем был утвержден эскиз проект реконструкции часовни под храм Византийского стиля с притвором и колокольней. В марте этого же года устроена новая стропильная система четверика и укладка на ней медной кровли.

В часовне был устроен ранее не существующий цокольный этаж, где разместился крестильный баптистерий и дополнительно пять основных комнат. В феврале 2012 года данный этап работ был благополучно завершен.

В планах на будущее была заложена не только реконструкция часовни под полноценный храм, планировалось на базе Прихода создать Духовно-просветительский центр для детей, со строительством двухэтажного здания Воскресной школы, дома причта, ремесленных помещений. Большая часть задуманного уже реализовано и работает.

Судьбы многих Православных храмов сложились более трагично и восстановить большинство из них, уже не представляется возможным. Тем более радостно, когда представляется такая возможность, вернуть к жизни ту малую часть, что сохранилась до наших дней.

Храм сохранил свое первое названия, тезоименитой часовни, из которой вырос новый Иркутский приход. Великомученик и целитель Пантелеймона – святой, которого знают все, кто хоть однажды приходил на порог храма в болезни и страдании, кто молился за близких, борющихся с тяжелым недугом. Этот праведник из далеких первых веков христианства стал близким и родным многим христианам. 0_1b1d7d_a9fec7e2_orig

Из нашего храма было угодно Богу, чтобы вышел новый архиерей владыка Фотий. Правящий архиерей владыка Вадим всегда тепло относился к новому приходу и назначил новым настоятелем храма игумена Феофана (Евтихеева), на которого возлегла вся тягость дальнейшего восстановления и благоустройства храма и его прихода. Помимо настоятеля клириками прихода являются священники Владимир Тарасов и Александр Коротких. В храме круглогодично действуют Воскресная школа, трапезная и церковная лавка. Не без интереса по окончании богослужения владыка Вадим осмотрел территорию храма и приходские помещения. И дал свое архипастырское благословение на успешное дальнейшее развитие и благоустройство полюбившегося уже иркутянам Пантелеймонова прихода.

Ростислав Румянцев

Фото Ольги Долбня и автора

 

_MG_8452+2_новый размер

0_1b1d7e_c27675f4_orig

0_1b1d7f_d855219d_orig

0_1b1d80_abae2c6_orig

0_1b1d81_ddb1ea66_orig

0_1b1d82_7f4eb6e2_orig

0_1b1d84_64f0be7f_orig

0_1b1d86_c8fbbb89_orig

0_1b1d87_d68a298b_orig

0_1b1d90_7a801139_orig

2454+1

2409
2461

2474

2473

2479

2483

2494

2443

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.