Мясопустная неделя: Церковь отмечает Неделю о Страшном суде

Strashnyii---sud3

19 февраля 2017 г. Православная Церковь отмечает очередное подготовительное воскресенье (неделю) перед началом Великого поста – Мясопустную или Неделю о Страшном суде.

Мясопустная неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде.

Мясопустная неделя

Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Закон Божий: «О Страшном Суде»

О последнем, Страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую. Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: “придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне”.

Тогда праведники спросят Его со смирением: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?”

Царь же скажет им в ответ: “истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне”.71-600x381

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня”.

Тогда и они скажут Ему в ответ: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?”

Но Царь скажет им: “истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне”. И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Глава из «Закона Божия» Серафима Слободского.

triod_31

Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о Страшном Суде:

Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда соберет Господь нелицеприятное судилище и отверзутся страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы…

Все облекуться там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце; грешники — потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь благ и милостив Господь к чтущим Его… (Прп. Ефрем Сирин).

Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет (Святитель Феофан Затворник).

Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его. Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния (Святитель Феофан Затворник).

Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления… Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда… Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни… Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти… Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния… В чем застанет нас смерть – в том и предстанем на Суд… Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем (Святитель Феофан Затворник).

Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (Святитель Григорий Нисский).

Неделя о Страшном Суде, семь мужей одной жены и жена, взятая в прелюбодеянии

Саддукеи были остроумны и неистощимы в составлении богословских загадок. Когда они задавали вопрос Иисусу из Назарета о семерых мужьях одной жены, внутри их душил смех — как ловко они проведут сейчас этого галилейского деревенщину, не знающего закона, не получившего должное и сложное образование в изучении Торы!

Право же, если есть воскресение, то, значит, есть и многожёнство, а это значит, что воскресение мёртвых — богохульнейшая мысль, попрание Закона.image0082-600x331

Ни к чему нельзя было придраться в хитро скроенной загадке законников — ведь ни один из мужей не имел детей от этой несчастной жены и тем самым не приобрёл на нее «преимущественного права». Значит, или многомужество, или «нет воскресения, ни ангела, ни духа» (Деян. 23:8). Правду говорили о себе саддукеи — «нам некогда изучать менее важные книги пророков, мы посвятили себя изучению главного — Закона, Торы!»

И Законом владели они виртуозно, загоняя в угол любую надежду простеца, решившегося спорить с ними. Как пойти против Закона, который они так хорошо знают? Уж им-то виднее. Уж если они доказали что-то, опираясь на Закон, то так оно и есть. И нет ни воскресения, ни ангела, ни духа, ни надежды, а только несчастная жизнь бездетной женщины, похоронившей семерых несчастных мужей, и смерть, поглощающая тех, кому не повезло, или, как можно сказать благочестиво «кому Бог не дал» — детей, здоровья, долголетия, достатка, дома…

Как же пойти против Закона? Если галилейский Проповедник решится на это и осудит Закон — то тем самым он подпишет Себе приговор. Если же Он растеряется перед неумолимостью Закона — то не покинут ли Его те люди, которые были так сильно вдохновлены Его словами о любви и милости Бога и Отца?

Он не идет против Закона и Бога. Он просто говорит им, что они — самовлюблённые невежды, которые «не знают ни Писания, ни силы Божией» (Мк.12:24).

Саддукеи просто не знают того, о чём разглагольствуют, отнимая своими пустыми рассуждениями надежду у простых людей и смея записывать в свой лагерь «людей с окаменелым сердцем» ещё и Бога, давшего Закон и Писания. Бога, чья сила открывалась в истории Израиля постоянно — как прообраз будущей силы и славы Воскресения Единородного Сына и тех, кого Он назовет братьями Своими…

Они, саддукеи, как им кажется, знают всё о Боге, о вечности, о Суде, они выносят свои суждения, надувая щёки и сверху вниз глядя на народ. Но Христос Бог обрывает их резко — вы ничего не знаете! Вы даже не знаете Писаний! Ведь Бог даёт силу разуметь Писания, даёт силу быть сострадающим человеком, а не человеком, который, как «судия-богослов» знает ответы на все вопросы лучше Самого Бога.

«Жена семи мужей» никогда не существовала, она была выдумана ради злой и хитроумной выдумки. Но желание «порассуждать над Законом» не ограничивалось обсуждениями теоретических вопросов.

В присутствии слепого кто-то начинает богословскую дискуссию, не обращая внимания на этого человека — он не более чем вещь, предмет, он должен быть доволен и благодарен за то, что благословенные и умные зрячие обратили на него внимания в своих богословских построениях — хоть на что-то он годен, в самом деле, этот бесполезный слепец! Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9:2).

И снова обрывает Христос это бесполезное и самоуверенное богословие — все не так, как вы думаете, все не складывается в удобную для вас мозаику, вы не знаете Писания, вы не знаете Силы Божией. Вы не знаете Сына Божия.

«Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5).

Множество раз Христос являет истинную суть Закона, в котором открыл Себя Бог Израилев много веков назад. Это вызывает ненависть, обвинения в нарушении субботы, это приводит Его на Крест. Бог восходит на Крест, оттого, что люди предпочли уютно решать придуманные богословские задачки и не нашли в себе смелости встретиться с Тем, Кто открыл Себя Моисею в огне купины несгораемой и горящей, в присногорящем огне тайны.

«Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят и умереть уже не могут» (Лк.20:35).

Перед сияющей тайной Воскресения Христова наши богословские «пазлы» и «решебники» кажутся, в лучшем случае недостаточно умными, а порой и жестокими. Мы не знаем Писания и Силы Божией, но беремся рассуждать о путях Божиих, и потому скатываемся в цинизм.

…Женщина, взятая в прелюбодеянии, стояла перед судом — перед страшным, человеческим судом, не знающим прощения, пощады, милости — как казалось людям, именно этого требовал от них Бог буквой Своего Закона. И как живую загадку-пазл тащат эту обречённую на смерть женщину верующие ревнители ко Христу, чтобы перед смертью она принесла хоть какую-то пользу от своего никчемного существования — стала полезной и назидательной богословской задачкой, ответ на которую знает любой грамотный верующий.

И снова — Он вырывает Писание Силой Божией из рук злых детей-недоучек, — нет, не детей-малышей, которым всех жалко, а подростков, которым не жалко никого.

Сила Божия совершается. Суд совершается. Он, Бог, не осудил её…

+++

…Они стоят рядом — Мессия Израилев и жена, не сохранившая верности мужу. Он склонился, она же — смело смотрит на обвинителей своих, удаляющихся, уносимых стремительным течением вод.

Чтобы восставить, воздвигнуть поруганную, обесчещенную деву Израилеву, не сохранившую обручения Яхве, верности своему Мужу, Сам Он умалился, Неограниченный, Невместимый небесами. Он Сам стал поруган и унижен, чтобы «удалить имена ваалов от уст ее» (Ос., 2,17). «О преславного чудесе», буквально по-гречески — «о, чудо парадоксальности»!

Климент Александрийский сказал, в удивлении над страницами Евангелия — «Бог упал, а человек восстал!».

Дева Израилева — изменница, бывшая «непомилованная» — теперь спасена от неминуемой смерти, наречена «помилованной» и снова помазана елеем (Иез. 16) и от нее родятся не чада прелюбодеяния, но народ Божий (Ос. 2,1; 2,23).

Вот она — Церковь, очищенная банею водною, без пятна и порока (Еф.5,26), за нее заплачен выкуп невесты, по-тюркски — «калым», а по-славянски — «вено». Бог ревнитель (Втор. 6,15) не оставил ее на поругание, не стерпел поношения — Он любит до ревности (Иак.4,5), и только ревность Его сравниться в силе с преисподней ((Песн.8,6), вырывая оттуда обреченную.

Израиль поставил ее посреде (Ин.8,3) для исполнения смерти, чтобы побить камнями, но Бог, Святый Израилев, явившийся в Своей милости посреде Израиля, совершил исполнение жизни, дал надежду не имеющей надежды.

От нее стремительно, в страхе перед явленной посреде Израиля правдой Божией, удаляется сонмище мужей, желавших судить ее по закону, и не знающих, что такое «правда и суд, благость и милосердие» (Ос. 2,19).

Она, восставленная, теперь для них «грозна, как полки со знаменами» (Песн. 6,4). Ибо Бог милости хочет, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжения (Ос. 6,6). Он пишет закон Свой новый — на камнях, омытых водою, на сердцах, обновленных крещением (Иез. 26,25–27). Он воздвигает от камней чад Аврааму (Мф.3,9), чад Нового завета, превозмогающего Ветхий Закон Моисеев, повелевающий «таковых побивать камнями» (Ин.3,5).

Пишет не рукою посредника, (Евр. 11,17) но животворящим Духом Своим, перстом Божиим, изгоняя всякую нечистоту (Лк. 11,20), мешающую Богообщению лицом к лицу. В сердце новое вливается Дух Завета воистину kainos — нового, небывалого, а не очередного, но вино не прорывает, а обновляет мехи (Лук.5,37–38).

Так совершается «Завет нов» (Иер. 31,31–34).

Она была черна — но омыта чернота ее, и теперь она красива, «как завесы Соломони» (Песн.1,4). Незаслуженное прощение даровано ей — ибо крепка, как смерть, любовь (Песн.8,6). Большие воды ее не затопят.

«И ты не должна знать другого Бога, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ос. 13,4). Ибо он — Бог, а не человек (Ос. 11,9). Ибо только Он — «единственный Человек, способный на такое мужество» — как говорит Богоматерь в античной христианской поэме «Христос Страждущий». Он пребывает верен, ибо отречься Себя не может (2Тим.2,12–13). Он сдержал слово. Он сделал, как сказал:

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их (Ос. 13,14).

Воды, как огонь, один и тот же для оправдываемых грешников, «которые возлюбили много», и осуждаемых праведников, которые не дали и воды на ноги (Лк.7,44), это — Божественная любовь, дошедшая до смерти и прошедшая через нее, и ставшая для них бичом, по слову мудрого и чистого сердцем сирийского монаха Исаака.

«В словах Твоих, Христе — ночь несветлая неверным, верным же просвещение» — вторит ему средневековый поэт, византиец Дамаскин. Воды смерти стали водами жизни, они уносят убивающий закон и убивающих законников, но обновляют и оживляют Помилованную.

В Крещении она погреблась с Ним в смерть, но ведь Он уже не умирает, смерть Им более не обладает, не имеет над Ним власти (Римл.6,10). Не смертоносным буквам служит теперь Помилованная, и свидетельствует сонмищу лукавому и прелюбодейному, что сотворил ей Христос и как помиловал ее (Мк.5,19).

И истинно свидетельство ее (Ин. 19,34), ибо видела она Его, и Бог ее, дивный во святых Своих Бог Израилев, говорил и присно говорит к сердцу ее (Ос. 2,14) и дал Он ей ее цветущий виноградник, и она воспоет там о Его Воскресении.

Тех светлы глаза, что увидели —
смыт водами след.
Где — взгляни! — твои обвинители?
Их более нет.
Но дороже жизни — жемчужина
на вые твоей.
Хлеб с вином приготовишь для ужина
и лучший елей.
Ты в земле незасеянной, точно в юности
опять будешь петь.
Он вернулся. Он снова с тобой. Он здесь —
Прошедший сквозь смерть.

Конец света, Апокалипсис, Судный день… Эта тема стала слишком популярна сегодня… Авторы множества фильмов, книг, газетных статей, журнальных публикаций увлеченно рисуют леденящую душу картины гибели человечества… Не странно ли, что эта тема столь активно привлекает внимание современного общества? Когда же наступит конец? Неужели вся история человечества сгорит, исчезнет без следа, будет зачеркнута и забыта?!
А всем известное «Страшный суд», «Божий суд» вызывает чувство тревоги, непонимания и даже протеста… За что же будет судить людей Тот, Кто бесконечно отличается от нас, таких слабых и беззащитных перед Его могуществом и совершенством?
Первые христиане не называли последний суд «страшным», и не боялись наступления последних времен. Они ждали Христа с радостью. Так чего же боимся мы?
Когда читаешь Откровение Иоанна Богослова они возникают бесконечно. Как же понять смысл Страшного суда, зная, что Бог есть любовь?

Год выпуска: 2007
Страна: Белоруссия
Жанр: документальный
Режиссер: Информационное Агентство БПЦ. Вячеслав Галуза
В ролях: Александр Степанов, Алексей Осипов, Вячеслав Галуза

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.