9 фактов о каноне Андрея Критского и его создателе

2DSCF5264-600x399

1. Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны. Считается, что он родился около 660 года в Дамаске, а скончался 4 июля 740 года в Эресосе, на острове Лесбос.

Основным источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 года патрикием и квестором Никитой,  переработанный текст жития которого включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий.

2. Желая служить Богу, святой в 13 лет удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель  Саввы Освященного.
Прославившись здесь своим умом и строгою жизнью, он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.
В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён дьяконом великой Софийской церкви и исполнял обязанность “питателя сирот”.
При императоре Юстиниане II-м св. Андрей был рукоположен в архиепископа Критского.

3. Великий канон написан не ранее 713 года, поскольку в 712 состоялся лжесобор, отрицавший ересь монофелитства, в котором принял участие святитель. Возможно, создание канона связано с раскаянием преподобного.

Преподобный Андрей Критский - миниатюра в рукописи XII века

Преподобный Андрей Критский – миниатюра в рукописи XII века

4. Великий канон Андрея Критского состоит из 250 тропарей и судя по всему первоначально не имел типичных ирмосов, не был четко поделен на песни.

5. Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди.

6. Великий канон святого Андрея Критского, в отличие от других богослужебных канонов имеет девять песней (в других второй песни по обыкновению нет).

7. Несмотря на свой объем, Великий канон не является самым длинным каноном преподобного Андрея. Канон на Сретение Господне – больше, а рождественский – почти такой же по объему.

8. На Руси преподобный Андрей Критский был известен и почитался уже в самые ранние годы: первое упоминание о нем содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия (конец XI – начало XII в.). В Минее XII в. содержится служба преподобному Андрею.

9. За Великий пост канон читается дважды – по частям с понедельника по четверг первой седмицы и полностью в среду на пятой неделе – Мариино стояние.

Протоиерей Сергий Правдолюбов: Космос Великого канона

Член Синодальной богослужебной комиссии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов десять лет посвятил изучению Великого канона, защитил магистерскую диссертацию на эту тему, но, по его признанию, так и не раскрыл секрет творчества святителя Андрея Критского. Но снова и снова открывая Великий канон, мы погружаемся в море покаяния и учимся плавать, летать, дышать, жить с Богом.

ее пошли вслед Христа. Согласно Священному Преданию, Симон Киринейский со своим семейством впоследствии переселился в Рим и там пользовался у римских христиан особенным уважением, имел двоих сыновей – Александра, священномученика, пострадавшего в Карфагене, и Руфа, который был Апостолом от семидесяти. Разбойник, висевший справа, вошел в Царствие небесное, а тот, что был слева, остался висеть на кресте. Господь не преступает нашей свободы, никого не тащит насильно за собой в рай. Это очень большой урок. В каноне тоже много таких вещей, которые можно прочитать, порадоваться, в душе сложить и делать шаги по пути к Царствию Небесному, к Богу, ко Христу с молитвой, с просьбой о прощении.

– Еще есть такая особенность психики, восприятия музыкальных и поэтических образов: иногда услышишь где-то в середине года «Помощник и покровитель…», и в глубине души поднимается единым образом весь спектр чувств, эмоций, переживаний, которые рождаются в душе во время чтения этого канона.

– Когда священника хоронят, то поют канон на ирмосы «Помощник и покровитель…». Тоже ведь не случайно, далеко не случайно. Потому что священник – человек, способствующий покаянию, а покаяние – самое важное в жизни каждого. Покаяние – это же изменение ума, возвращение ума к Творцу. Для человека, который в Бога не верил, многие годы провел, прожигая свою жизнь, а потом пришел в Церковь, покаяние становится самым важным в жизни. И он очень ценит помощь батюшки, который потрудился, чтобы вернуть ему полное, неущербное мировоззрение, где Бог стоит во главе всего, чтобы он к нему стремился. С таким батюшкой прощаются Великим каноном. Такая глубина…

Тетрадка

– Великий канон – удивительный разговор с душой, диалог со своей душой. В последнее время люди любят заниматься самоанализом, любят рассматривать себя, рефлексировать, но покаяние – это отнюдь не рефлексия, но путь Богопознания и самопознания…

– Вспомните отца Серафима Тяпочкина, он каждому говорил: «Деточка…», – и ты чувствовал, что ты – деточка, и был просто обезоружен в общении с этим старцем. А нам Андрей Критский говорит: «Душа моя, делай так, вот так нужно покаяться, вот так жизнь провести».

20k

Несколько слов о ткани, о всей ткани этого канона. Один немец, кажется, Карл Крумбахер, в 1880 году сказал: «Это такой однообразный, такой серый текст, говорящий об одном и том же, который утомляет даже доброжелательно настроенного слушателя».

Это просто невозможно понять. Как они его читали? Вот так люди, которые только приходят в Церковь, они тоже могут сказать: «Мне тут все непонятно, значит, скучно». Но ведь другие, погружаясь в глубину канона, слушая и отзываясь на слова Андрея Критского, понимают и чувствуют. Когда я еще был дьяконом в храме Николы в Хамовниках, мне принесли общую тетрадку, в которой какой-то старушкой был чернильным карандашом переписан весь канон. Как самые простые мирские песни, которые они друг у друга переписывали, она переписала Великий канон. Причем, она была настолько малограмотна, что она списывала всё подряд вместе с примечаниями, которые вдруг переписаны были ею прямо посреди страницы, мешая тексту.

Драгоценнейшая рукопись! В самое советское время! Я ни за что не отдам ее в архив рукописных документов. Это простая живая душа, которая так много понимала, хотя училась мало и греческого не знала… А местами карандаш расплывается, видны места, куда капали ее слезы, когда она читала этот канон. Вот какова тайна воздействия Великого канона на малограмотную русскую женщину советского периода! Это загадка, радость и полный восторг!

Будем надеяться на то, что Бог даст, и на будущий год мы сможем услышать эти смиренные и прекраснейшие слова молитвы и обращения к Богу вместе с сокрушением сердечным святителя Андрея Критского. Еще раз повторяю, что Церковь ни в коем случае не замыкается в своем консерватизме. Возьмите, помолитесь, несколько лет подвига совершите и попробуйте передать на русском языке эту красоту.

Мы можем и по-русски молиться, мы не закрыты от видения полноты и глубины созвучия с Андреем Критским любого нового современного человека. Пожалуйста, дерзайте, только чтобы не было меньше или хуже. Больше ничего. Будем молиться, будем дальше читать и стараться слышать сердцем.

Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.