Проповедь Владыки Вадима: О болезнях и страданиях

09 899_1

Святые отцы называют нашу землю юдолью плача потому, что рождается человек  в слезах, в слезах проходит его жизнь, со слезами уходит он в иную жизнь… Чаще всего эти слезы вызваны печалями, скорбями, всякого рода нестроениями, которые обуревают нас в этой жизни. И среди этих печалей, этих скорбей есть особое место, которое уделяется нашим болезням: болезням физическим и болезням духовным. И они вызывают у нас скорби, страдания. И они вызывают у нас различного рода чувства, когда, казалось бы, не хватает человеческих сил, чтобы претерпеть все то, что приходится претерпевать. Иногда мы задаем себе закономерный вопрос: «А для чего это и почему»? И вот, когда мы задаем этот вопрос, то не многие из нас находят на него обоснованный ответ. Ведь чаще всего в определенной степени в этом есть определенная тайна, тайна, которая ведома только Богу. Мы знаем из Священного Писания, что Христос исцелял людей и говорил им: «Иди и больше не греши». Он тем самым указывал на причину страдания, которой являлись прегрешения человеческие.

В других же случаях, например, когда Он исцелил слепорожденного, ученики спрашивали Его: «Кто согрешил: он или родители»?, Он говорит: «Никто не согрешил. Но на нем явятся дела славы Божией». И таковых случаев происходит много в нашей жизни. Действительно, часто мы видим, как страдает человек, который жил в этой жизни таковым образом, что все, что мог в этой жизни, в своем человеческом достоинстве, он растерял. Он растерял здоровье, предаваясь страстям, порокам. И это для нас понятно.

panПонятно, почему он страдает. Но как объяснить страдания ребенка, как объяснить страдания тех, кто абсолютно не виновен в произошедших тех или иных событиях. Да, часто те или иные события, происходящие в мире, вызывают в нас толки, что вот де те люди были самые грешные, самые отъявленные. Поэтому и наказание их постигло. Но это не так. Сам Христос Спаситель говорит: «Не думайте, что упавшая стена придавила людей, которые были более грешны, нежели вы». Так перед нами предстает тайна, тайна болезни, тайна страдания, скорби. И вот тогда мы стараемся её разрешить. Как я сказал уже, в одних случаях это делать бесполезно: тайна остается тайной. В других случаях это объяснимо, потому что мы часто страдаем за свои согрешения, за свои неумеренности. Страдаем  за свои преступления перед законом Божиим, выражающиеся в моральном плане, и в материальном, и в физиологическом. И за это страдаем. Страдаем и за различные те или иные события, происходящие в нашей жизни, которым причиной являемся мы сами, обрекая себя на таковые, когда отдаемся тем или иным порокам, занимаемся членовредительством. Тогда это объяснимо. Мы страдаем за то, что сами совершили как таковые.

 Для нас эти страдания кажутся лишенными какого либо смысла. Но это не так. Эти страдания исполнены  глубочайшего смысла. Не случайно наши с вами предки, которые жили, можно сказать, вдохновением благодати Божией, которую они получали из личного опыта, говорили,  когда не болели или когда их не посещали различного рода скорби: «Меня оставил Господь». И, наоборот, радовались, когда их посещали таковые. Потому что болезни ограничивают греховные проявления человека. И если человек, согрешивший здесь на земле, страдал, то у нас есть надежда, что в жизни вечной, в которую мы верим, которая непременно существует, что в той жизни вечной будет воздаяние, и тогда эти страдания будут для человека очистительной жертвой, очистительным огнем, который закалит человека, сделает его чище, светлее и просветленнее. Сделает его достойным того, чтобы лицезреть Создателя и Владыку Господа нашего.

Но вместе с тем, дорогие братья и сестры, мы молимся в церкви о здравии тех или иных людей, молимся и о себе. И эта молитва не случайна, потому что и Сам Господь исцелял людей, помогал недугующим. И помогал им не только духовно, что делал Он в первую очередь, но помогал, исцеляя людей страдающих физически. Это служит примером и для нас, людей. Вполне естественно наше обращение к врачам. Вполне естественно наше желание быть здоровыми. Это вполне объяснимо. Но только должны мы помнить, что этот наше здоровье должно получать живительные струи не в том, что мы чаще всего принимаем, принимая те или иные лекарства, а взыскуя прежде всего глубину, то есть пытаясь понять, из-за чего мы страдаем, из-за чего болеем. Чаще всего ответ лежит в области нравственности, в области нашей духовной жизни, которая зачастую, увы, мягко выражаясь, не отличается святостью. Если не сказать более того: свою жизнь мы чаще всего проводим во грехах. Но и тогда у нас есть надежда. Христос говорит: «Стучите и отверзется, просите и дастся вам». И вот тогда наша молитва к Богу должна быть искренней и, прежде всего, должна иметь покаянную слезу о нашей прежней жизни. Она должна быть искренней и настойчивой. И как говорит Христос Спаситель: «По настоянию вашему, по неотступности дам вам». Вот поэтому наша молитва должна быть неотступной. И если тут же не получаем исцеления, будем же неотступно молить о таковом. И если в течении какого-то времени не получаем исцеления, будем искать причину такового, взыскуя ее в области духовной. Но в то же время понимая, что наша молитва должна быть с верой живой – это необходимый момент. Великомученик Пантелеймон даже воскрешал умерших, все это делая силой веры своей  во имя Господа Иисуса Христа. А у нас, дорогие братья и сестры, есть ли эта живая вера? Если мы и молимся, если и просим у Господа, то как-то так походя – может поможет, а может и нет. Нет твердого упования. Если бы у нас было это твердое упование, живая вера, зиждимая на нашем желании исправиться, положить в основу нашей жизни те заповеди, которые завещал нам наш Спаситель Иисус Христос. Тогда бы наша вера получала бы благодатное разрешение. И мы бы получали и исцеление, и здравие, и благоденствие. Но в тоже время должны мы помнить и другое. Чаще всего эти болезни, эти скорби, посылаемые нам в этой жизни, являются для нас спасительными. Опять таки повторяю: без них мы просто спастись не можем. И поэтому мы должны нести их безропотно, с верой, с любовью, с определенным мужеством, если хотите. И с чувством благодарности Господу, но отнюдь не ропота. Будем обращать свои молитвы ко Господу, будем обращать свои молитвы к Великомученику и Целителю Пантелеймону, к которому мы чаще всего обращаемся, на ряду с немногими теми святыми, каким является святитель Николай. И в этой связи я верю, что если вера наша будет живой, горячей, Господь дарует нам исцеление от наших недугов духовных, а затем и душевных. Я сердечно поздравляю вас всех с храмовым праздником, призывая на вас всех Божье благословение.

Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима

9 августа 2017 года

Празднование памяти Великомученика и Целителя Пантелеймона.

храм Великомученика и Целителя Пантелеймона, г. Иркутск

09 871_1

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.