Праздник Преображения Господня в храме вмч. Пантелеимона

Preobrazhenie-Gospodne1-600x583

19 августа. Церковь отмечает один из самых важных и любимых праздников — Преображение Господне.

18/05 августа 2017 г., в наступающий день празднования двунадесятого праздника Преображения Господня, в храме святого Пантелеимона было отслужено Всенощное бдение. Служил иерей Владимир Тарасов.

19 августа 2017 г., в день празднования светлого и двунадесятого праздника Преображения Господня на горе Фавор, иерей Владимир Тарасов отслужил Божественную литургию в храме великомученика и целителя Пантелеимона города Иркутска.

Проповедь к празднику Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа произнес священник Владимир Тарасов.

По окончании Литургии  иерей Владимир отслужил праздничный молебен Преображению Господню и освятил фрукты и дары природы, как согласно Уставу Церкви совершается на яблочный Спас в середине Успенского поста. Священник  поздравил всех присутствующих и молящихся с праздником Преображения Господня, и пожелал всем духовного Преображения. Накануне Воскресного дня, когда Церковь празднует Светлое Христово Воскресение, необходимо Преображения души человека, чтобы обрести Светлое ее Воскресение.

Праздник на приходе храма великомученика и целителя Пантелеимона продолжился праздничной трапезой и угощением фруктами.

Н.М. Королькова

152

108

124

132

144

151

154

173

174

175

176

177

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Преображение Господне: история

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на гору в Галилее (по Преданию – гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: “Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии”. В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”.

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете – одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с  Богом. На этом учении зиждется исихазм – восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, – яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый “яблочный пост”.

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Яблочный Спас в 2017 году. Для чего на Преображение освящают яблоки?

МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН (ФЕДЧЕНКОВ)
Яблочный Спас в 2017 году. Для чего на Преображение освящают яблоки?

Яблочный Спас в 2017 году – на какое число выпадает этот праздник? Для чего освящают яблоки на Преображение Господне? Читайте об этом в нашей статье!

Яблочный Спас в 2017 году

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Яблочный Спас в 2017 году

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот   псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино» – «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее   – таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил,   что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно – не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег»

СОВПАДЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ПРАЗДНИКОВ

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2017 году

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ПРЕКУП

Хотите узнать всё о спасах в 2017 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2017 году

14 августа 2017 года  начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом”.

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.

спасы в 2017 годуЗа последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка – следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да – тленных, да – преходящих, но реальных, потому что они – настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» – это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» – здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные – это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее – так… А потому «с волками жить – по-волчьи выть», мы – люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с Ангелами-Хранителями за нас заступятся и спасение наше – дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить – учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

спасы в 2017 году медовый яблочный ореховый

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды – неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый», «яблочный», «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество», многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» – вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего – вода, плоды, полотно ли – неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

А зачем участвовать в службе, когда столько интересных людей вокруг, с кем можно, в ожидании, «когда начнется», пообщаться, прежде чем расстаться до следующего праздника, когда что-нибудь будут «святить» и «давать»? Службу, ведь, служат священнослужители – это их дело, а наше – вот, записки им подать, просфоры получить, свечки поставить, материю грешную, представленную водой-плодами, освятить, самим вкусить, да с ближними поделиться. При чем тут наше участие в богослужении? Мы пришли душой отдохнуть, нечего нас тут строить…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест – символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Какого числа начинается Медовый спас? Что надлежит принимать в пищу, а от чего следует отказаться в этот пост? Читайте в нашей статье!

Какого числа Медовый спас в 2017 году?

Медовый спас отмечают 14 августа.

14 августа в 2017 году отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом”.
В этот же день начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В августе начала 90-х, века прошлого, зашел я, как обычно, к Харитоновне за молоком. Наставница моя в приходских делах житейского направления над столом склонилась и энергично так чем-то постукивает.

Заглянул через плечо и обомлел.

какого числа медовый спас

Анна Харитоновна, настоящим пестиком, в настоящей макитре мак растирает, а рядышком банка темного гречишного меда лопухом прикрытого стоит.

На прихожанке моей косыночка и фартук одного тона – «в цветочек», и еще изюминка из прошлого: очки с резинкой, вместо поломанной дужки. Над столом старая темная икона с еле просматривающимся образом Спасителя. Чуть ниже иконы – древняя лампадка, но горит исправно, не коптит. Прядь седых волос у бабы Анны из-под платочка выбилась, но она за делом не замечает. Впрочем, она меня тоже не видит, так как песню поет:

Дай, Господи, нам многие лета,

Многие лета — долгие годы!

Дай долго жить, Спаса не гневить,

Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

Божьих пчел водить, чистый воск топить —

Богу на свечку, хозяевам на прибыль,

Дому на приращение,

Малым деткам на угощение!

Я тихонько на лавку решил присесть, песню дослушать, да крышку деревянную, на ведре с водой лежащую, зацепил. Вздрогнула Харитоновна, ко мне повернулась:

– Напужал, батюшка. А я вот тут для маковок и блинов мак тру да мед готовлю… Спас ведь медовый завтра.

И действительно – первый Спас на дворе. Он еще с детства память оставил. Хотя тогда, в далеких шестидесятых, когда храмов единицы остались, а купола лишь в больших городах можно было увидеть, не понимали мы, пацанята, каникулы летние у бабушек и дедушек проводящие, чего это за «Спасы» такие, до которых ни меда, ни яблок есть не положено.

Нет, яблоки мы благополучно ели, колхозных садов на всех хватало, да и в меде нам отказу не было, но вот блины с маковками, которые в мед с маком макаешь, только на Спас готовились, поэтому и особенными были.

Поэтому и застыл я в изумлении, когда в прихожанке нашей детство свое увидел. Ведь бабушка моя в таком же наряде одетая, точно так же в далеком-далеко в макитре мак растирала. Только мед в глиняную кринку налит был, но таким же лопухом прикрывался.

Я решил не торопить Харитоновну и разговор о посте грядущем завел. Мол, опять две недели строгостей, а баба Анна мне в ответ:

– Так Успенки разве пост? Это Петровка – голодовка, а Спасовка – лакомка.

И действительно. Сплошные лакомства на столе. К Спасу все поспело, все созрело.

Пока размышлял над удивительно религиозно-житейским словом «Спас», который и праздник обозначает, и спасение утверждает, и стол хлебом-солью покрывает, Харитоновна мне еще одну мудрость поведала.

– А знаешь, отец Лександра зачем завтра ты воды святить будешь?

– Как не знать, знаю, – ответствовал я. – В этот день князь Владимир Русь крестил. Об этом и в предании нашем говорится.

– Может оно конечно и так, – продолжала Харитоновна, – но то давно было, а вот я помню, что в день этот мы всю худобу на речку и к ставку гнали и ее там купали. Последний раз в году. Поэтому и называют Спас этот «мокрым» и воду освящают по церквам…

Спорить с Харитоновной не хотелось, да и объяснения ее как-то спокойно на сердце ложились и никакого богословского сопротивления не встречали. Тем более, что попробуй-ка объясни, как можно было простому крестьянскому уму взять и дать празднуемому в этот день, 14 августа, еще одному событию – память семи мучеников Маккавеев, еще за 160 лет до Рождества Христова живших, вполне практическое применение, с уборкой и употреблением в пирогах да с блинами мака связанное? Созвучие слов, конечно, присутствует, но больно уж четко праздник этот именно в самый подходящий для него день расположился.

Долго в тот день слушал я рассказы Харитоновны о празднике да посте Успенском. Просто сидел, внимал, да реплики вставлял, а баба Анна, за разговором, мак весь перетерла, в стаканчик граненый высыпала, макитру сполоснула и на стол поставила, как бы почувствовала, что посуда эта свой штрих в моей жизни имеет…

Действительно имеет.

***

В старой бабушкиной хате, на родине моего отца, на месте которой сегодня лишь густой бурьян растет, да рядом заброшенный сад умирает, стоял в зале вросший в угол старинный шкаф для посуды. С полочками, ящиками и застекленными верхними дверцами. Посуда там находилась. Праздничная. Посуду эту только на Пасху, да Рождество доставали и еще тогда, когда бабушкины дети, дядьки и тетка мои, в гости приезжали. Самую верхнюю полку старинного серванта, которой в те времена называли «буфет» торжественно украшала глиняная, расписанная разноцветными листиками макитра, в которой лежали самые главные документы, два крестика и иконка Спасителя.

В конце 60-х, посуды добавилось, но старинная макитра свое главенство не оставила и все так же странно выделяясь среди современных рюмок и тарелок.

– Ба, – как то спросил я, – а почему ты чашку глиняную не уберешь?

Вздохнула бабушка, да и ответила, что если бы не неказистая на вид, сделанная и расписанная местным гончаром макитра эта, то и меня бы на свете не было.

В 42-ом пришли немцы. Аккурат, к Спасу первому. Несколько дней в деревне пробыли и ушли дальше, к Сталинграду. Их сменили итальянцы, которые и подобрее, и поскромнее были. В бабушкиной же хате, на краю села у кургана и реки стоящей, трое немцев остались. За союзниками приглядывать.

В саду стояло несколько ульев. За пчелами следить в тот жаркий военный и горестный год, когда немец рвался к Волге, было некогда, да и некому. Пчелы, наполнили ульи медом «под завязку» и стали лепить соты снаружи своего жилища.

Бабушка по вечерам, распалив для дыма, отгоняющего пчел, сырую кукурузную кочерыжку, небольшими кусками соты эти срезала и детей своих вкупе с непрошенными гостями потчевала.

В сам же день первого Спаса случилось несчастье. Напились двое немцев местного самогона и решили сверх меры медком побаловаться. День же был знойный, для пчел работящий, и поэтому, когда два пьяных мужика, совершенно внешне не вписывающихся в местную пастораль, решили вырезать заплывшие медом соты из самого улья, ринулись защищать свое жилище.

Бабушка рассказала, что она в жизни такого крика не слышала, да еще на языке бусурманском. Из сада выскочили два немца, а за ними, кусая и преследуя, громадный рой пчел. Один из немцев, видимо, больше соображая в делах сельских, ринулся к речке, благо она неподалеку, а второй влетел в хату. Пчелы за ним. После крика, ругани и грохота опрокидываемых лавок и табуреток, немец выскочил на улицу с автоматом.

Первая очередь, вырывая из земли кусочки травы, легла перед ногами бабушки, которая прикрыв собой трех сыновей, среди которых был и мой отец, стояла у сложенного из камня забора.

Второй очереди он сделать не успел.

Между бабушкой и искусанным до неузнаваемости солдатом, встал третий немец с макитрой в руках, из которой он только что ел мед с маком. В макитру немец, зачем то поставил маленькую иконку, висевшую над столом.

Немец кричал, указывая на иконку:

– Пауль! Готт! Готт! Пауль! – а затем, повернувшись к перепуганной женщине с детьми, к моей бабушке с отцом и дядьками, тихо добавил:

– Киндер, Пауль, киндер… нихт шизен…

Не стрельнул больше немец. Живы все остались.

Вот и стояла макитра эта, вместе с иконкой, на самом видном месте в бабушкином буфете до той поры, пока я не вырос. Не сохранилась только после смерти бабушки.

Так что Спас для меня это не только мед, яблоки, мак и Праздник. Это еще и макитра, и немец, знающий Бога.

10 фактов о пчелах

МОНАХИНЯ НЕКТАРИЯ (ТЕРЕЩЕНКО) , МОНАХИНЯ МИХАИЛА (РЕБРИЙ).
В Ольшанском женском монастыре в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» не только уникальная архитектура поражает воображение. Обитель также славится… технологичностью во всём. Здесь по особенным, современным или древним, технологиям выращивают овощи, готовят травяные чаи, разводят кур, обжигают керамику. А накануне дня, когда в храмах будут освящать мёд нового урожая, сёстры делятся опытом своей пчеловодческой деятельности.
10 фактов о пчелах

Женский монастырь в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» в селе Большая Ольшанка на Киевщине действует с 2008 года как подворье Киевского Троицкого Ионинского монастыря. Под руководством духовника и строителя епископа Обуховского Ионы обитель возводится в византийском стиле. Все архитектурные особенности Ольшанского монастырского комплекса имеют реальные прототипы на Святой горе Афон.

Женский монастырь в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение»

Женский монастырь в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение»

Факты о пчёлах

1. Пчела живёт около месяца

Во время медоносного сезона насекомое трудится не жалея себя, на износ. Потому и жизнь у неё такая короткая: максимум 45 дней.

Если пчела зимует и никуда не летает, то живёт полгода — практически от закрытия сезона (в начале октября) и до начала нового (в марте).

IMG_1158

2. У каждой пчелиной семьи особенный мёд

В каждом улье живут особые пчёлы-разведчицы. С наступлением тепла они вылетают на изучение обстановки, выбирают определённые участки для сбора нектара, куда затем летят и другие трудяги, следуя «указаниям» этих доверенных лиц.

У разных пчелиных семей интересы разные. Кому-то больше по душе гречневый цвет, кому-то – плодовые деревья, кому-то – ещё что-то, а кому-то всего понемногу. В результате в каждом улье получается уникальный мёд, даже если пасека расположена в одном месте.

Монахини-пасечницы

3. За день пчела может «исколесить» до 60 километров

Пчела добывает нектар в радиусе 2-3 км от улья. Находит, что ей нужно, нагружает себя «под завязку» и несёт добычу в свой домик. За день труженица может совершить до 10 таких вылетов.

IMG_0692

4. Из продуктов пчеловодства полезно всё. Даже… сами пчёлы!

Известно, что в «ассортименте» производителей не один только мёд. Есть также пыльца, перга, маточное молочко, соты, воск, прополис и даже сами пчёлы! Подмор пчелы — из насекомых, отживших своё, высушенных специальным образом — обладает противовоспалительными, имуномодулирующими и многими другими свойствами, помогает стабилизировать давление, обмен веществ, работу сердца и почек. Его употребляют в сухом виде, на его основе делают настойки, мази и другие лекарства.

Пчелиный подмор

Пчелиный подмор

Полезен даже воздух вокруг ульев, пчелиные звуки и запахи. Для того, чтобы получить эту пользу, над ульями сооружают специальные домики – лежаки. В лежак можно забраться, «отдохнуть» пару часов в лечебных целях и оздоровиться даже получше, чем на заморских курортах.

IMG_0710

5. Улей состоит почти полностью из пчелок-«женщин», которые живут большой дружной семьёй

Трутни — пчёлы противоположного пола — пчелиной семье нужны в редкие моменты. В частности для того, чтобы появилась новая хозяйка улика — матка. На зиму, если трутни сами улетать не хотят, пчёлы их выгоняют. Трутни большие, едят много, а пользы зимой совсем не приносят.

IMG_1396

Интересно, что пчёлы чётко помнят траекторию своего полёта, местность и до конца своей маленькой жизни остаются верными семье и дому. Но бывает, что они сознательно покидают улей – роятся. Когда, например, семейству становится тесно, а их не «расширяют» и не расселяют; когда глава – матка – состарилась, заболела, или просто не выполняет своих функций; когда у пчёл нет работы, им нечего собирать, они начинают «бездельничать и в результате роиться. За всеми этими и другими факторами пчеловод должен следить внимательно и вовремя предотвращать роение.

Кстати, в прошлом году в результате роения какая-то семья улетела от своих хозяев и прилетела к нам на Ольшанскую пасеку. Для бездомных быстро сколотили новый приют и заселили в него. А в этом году какая-то семья сама залетела в пустой улей, не дожидаясь приглашения.

IMG_9694

Пчеловод должен следить за ульями и вовремя предотвращать роение

Факты о мёде

1. Засахаренный мёд – вовсе не испорченный

Засахаривание – это естественный процесс кристаллизации мёда. В этом ничего страшного нет, сладкий продукт не теряет своих природных свойств, наоборот, даже улучшает их. Не засахаривается только жидкий акациевый мёд.

IMG_0915

2. У пчёл забирают далеко не весь мёд

Защитники прав насекомых могут быть спокойны: необходимый для жизнедеятельности пчёлок мёд оставляется его создателям. Около 20 % мёда сохраняется в улье на зиму.

IMG_0681

3. Мёд – это полностью натуральный продукт

В настоящем мёде нет искусственного сахара. Да, перед закрытием сезона полосатым труженицам дают дополнительный допинг — сахарный сироп, чтобы они лучше перенесли зиму, сохранили свои силы. Но до весны они его полностью выпивают. «Хлебом» же для пчёл служит перга — пыльца-обножка, собранная с цветков.

Пыльца

Пыльца

4. Не из каждого цветка получается мёд

Малоизвестно, что, например, цвет липы пчелу интересует только тогда, когда температура воздуха ночью составляет 18 градусов. Если больше или меньше – нектар в липе не выделяется, и пчела попросту пролетает мимо. Потому, например, в прошлом году липового мёда не было.

IMG_1151

5. Мёд «рождается» только в чистоте

Когда приходит сезон медосбора, пчелы не сразу выходят на охоту. Только после того, как уберут в своём улье. За долгую зиму (можно себе представить!) в улье скапливается много разного мусора. В том числе, упомянутый нами подмор.

Осмотр улья

Осмотр улья

В грязный улей пчела нектар нести не станет, поэтому чтобы сбор мёда начался как можно раньше, чуть только температура воздуха установится не менее 15 градусов, пчеловод должен осмотреть пчелиные квартиры и помочь подопечным навести чистоту.

IMG_0619

Главный секрет всех пчеловодов

Он прост: упование на Промысл Божий. Каждый новый медоносный сезон для пчеловодов, особенно, таких как мы, начинающих, полон открытий и неожиданностей. Какая будет погода? Будет ли что-то цвести? Будут ли пчёлы роиться? Смогут ли что-то собрать? Будет ли мёд вообще? Всё – только в ведении Господа.

В этом году из-за холода в начале медоносного периода пчёлам было нечего собирать, поэтому в окрестностях у некоторых пасечников мёда не было вовсе, кто-то собирал, но мало. У нас, по милости Божьей, сладкий урожай даже больше, чем в прошлом сезоне – около 230 литров. Слава Богу за всё!

IMG_0671

Зачем мёд освящать?

Почему 14 августа в храмах освящают именно мёд, зачем это делается и что это даёт, комментирует настоятель Архангело-Михайловского храма в селе Волосское Днепропетровской области священник Андрей Пинчук.

Священник Андрей Пинчук

Священник Андрей Пинчук

— Мы всегда молимся о вещах, которые для нас наиболее ценны. И в храм издревле люди несли то, что для них представляет огромную важность, чтобы освятить, получить благословение.

Мёд в этом отношении, да и вообще вся продукция пчеловодства — уникальны. Мёд это пища. Мёд это питие — напитки, изготовляемые на его основе. Это здоровье — лекарственные препараты из продуктов пчеловодства. Это свет — восковые свечи. Назовите ещё хоть один продукт, который соответствовал бы сразу всем этим категориям.

Давайте представим себе, что было бы, если убрать мёд из жизни древнего христианина. Это то же самое, что сегодня остаться без сахара и его производных, без электричества и аптек. Вот и задумаемся теперь, почему наши предки к мёду так бережно и трепетно относились.

Зачем освящать мёд?

А зачем люди вообще что-либо освящают? Издавна годовой круг богослужений был тесно связан с сельскохозяйственными работами, потому что христиане стремились освятить все этапы своего труда на земле. Освящались ульи и колодцы, семена и поля. Освящался, соответственно, и урожай. Начатки, как это называлось, плодов приносились в церковь — для окропления святой водой, благодарения Бога. Часть оставлялась на храм, остальное люди несли домой. Ведь каждый из нас, выходя из храма, несёт внутри себя святость. И эту святость мы стараемся распространять на то, что нас окружает — на семью, общину, работу и так далее.

После освящения в храме мёд не меняет своих свойств. Всё освященное вообще приносит пользу только тому человеку, который воспринимает это благоговейно. А кому всё равно, тот может хоть центнерами на себя святую воду лить или килограммами освященный мёд есть, для него ничего не поменяется.

Подготовила Юлия Коминко
Фото: монахиня Нектария (Терещенко)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.