Памяти Царственных страстотерпцев. Разделить судьбу своего народа

1531415684__1_2.jpg3
Вспомним вновь о том, что святой был прославлен при деятельной поддержке последнего русского Государя, о почитании батюшки в Царской семье, об исцелениях ее членов по молитвам преподобного Серафима.
Разделить судьбу своего народа. Памяти Царственных страстотерпцев

…Господь не иначе воздвигает святых Своих, заставляя Церковь Свою канонизировать их, как только тогда, когда она в членах своих тяжко страдает каким бы то ни было несчастием.

Преподобный Серафим Саровский

В день памяти святых Царственных страстотерпцев – царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии – мы молимся всем Новомученикам и Исповедникам Российским, поминаем невинно убиенных и пострадавших героев русской трагедии ХХ века, все имена которых знает только Сам Господь. И еще в этот день мы обращаемся с молитвой к преподобному Серафиму Саровскому.

Вспомним вновь о том, что святой был прославлен при деятельной поддержке последнего русского Государя, о почитании батюшки в Царской семье, об исцелениях ее членов по молитвам преподобного Серафима. Вспомним о письме преподобного, которое передала Николаю II Паша Саровская. Вспомним, наконец, о рождении Наследника Алексея после посещения Сарова Царской четой. Непритязательный и смиренный батюшка Серафим оказывается непосредственно связанным с судьбами российской государственности.

Прославление преподобного Серафима совершалось в преддверии тяжелейших для России лет. В 1903 году, практически одновременно с саровскими торжествами, в Брюсселе открывается II съезд РСДРП. В 1914 году начинается мировая война. В 1918 году гражданская война рвет Россию на части, Церковь подвергается невиданному со времен Римской империи избиению, а Государя и его семью убивают.

Царская семья на прославлении преподобного Серафима

Царская семья на прославлении преподобного Серафима

Перенесемся в наше время. В 1991 году, всего через несколько дней после перенесения мощей преподобного Серафима, происходит фарсовый «путч» и территориальный раздел России, а после этого, в 1993 году, политический переворот с пролитием крови.

Разъединенность людей, взаимное недоверие власти и народа, бесстыдное соседство богатства и нищеты, наглая ложь политиков и их информационной прислуги, демонстративное отвержение самых простых правил нравственности – вот что доныне угрожает самому существованию нашей страны, и угрожает много больше, чем любые внешние враги, о которых нынче так много говорят.

Храм на крови в Екатеринбурге освятили в середине июля 2003 года, примерно за две недели до всероссийских и всецерковных торжеств в Сарове и Дивееве, посвященных столетию прославления преподобного Серафима. Не думаю, что такое соседство случайно.

Храм на крови

Храм на крови

В обстановке 1903 года решительную поддержку Государем прославления преподобного Серафима можно понимать и как попытку удержать грядущую кровавую революцию и гибель России. Удержать, направив живую святоотеческую традицию на помощь тяжко больному «синодальному православию».

Последние десятилетия привычно повторяем устами, что, начиная с петровских времен, Русская Церковь позволяла государству подчинить себя, использовать как часть бюрократической машины. И что, умывшись кровью тысяч мучеников, отдавших жизнь за Христа, наша Церковь возродилась. Но если это правда, если мы говорим это без лицемерия и всерьез, тогда нам должно быть тем более страшно повторить сегодня прежние ошибки, отделившие нашу Церковь когда-то от значительной части собственного народа и разделившие нацию на ненавидящие друг друга классы.

Сто с лишним лет назад Государь не успел, не смог повернуть от пропасти государство и общество. Сегодня ситуация совсем иная, но не менее серьезная и трагическая, чем тогда. И хотелось бы успеть. Хотелось бы найти то, что вновь сделает наш народ единым. В богатом и цветущем многообразии, но – единым. И добиться этого не казарменным принуждением, не подкупом, не грубой лестью, не выносящей мозг телевизионной ложью, не призыванием темного духа взаимной ненависти и гражданской войны, но обращением к правде Божией, к свободе, совести и достоинству каждого человека.

Оставаясь жить в светском государстве и даже в малой мере не возвращаясь к отечественному опыту государственного клерикализма, мы как народ (если мы народ) нуждаемся в общих героях. А настоящие герои народа России – это ее святые, так уж сложилось.

Следует помнить, за что причислен к лику святых сам Государь Николай II. Не за свои подвиги во главе государства, как Дмитрий Донской или Александр Невский. А за то, что зная наперед о грозящей гибели, добровольно и сознательно разделил участь своего народа-мученика. Конечно, это не списало его земные слабости и ошибки, но сама его жизнь и память о нем перешли совсем в иное, духовное измерение.

В наши дни глубочайшее отчуждение власти от народа – главное препятствие на пути России в будущее. Ведь с точки зрения простого человека вся элита давно готова, чуть случись что-нибудь на самом деле серьезное, улететь за моря, к своим семьям, банковским счетам и заблаговременно приобретенной недвижимости. И никакая объявленная сверху «национализация элит» ничего здесь пока не изменила. И никакой рост рейтингов ничего здесь пока тоже не изменил.

Есть ли надежда на сколько-нибудь оптимистичное развитие событий на русской земле? Сможем ли мы найти решение нынешних проблем без войны, уже идущей совсем рядом с нами и внимательно глядящей в нашу сторону? Сумеем ли преодолеть все издержки и искушения начавшегося процесса национальной самоорганизации? Пока не знаю. Жизнь покажет. Но в любом случае на нынешнем историческом перекрестке, в преддверии больших и, по всему видно, уже неизбежных исторических потрясений, которые нас ожидают, последнего русского Царя и его семью уместно вспоминать с вопрошанием: готовы ли нынешние сильные мира сего до конца разделить судьбу своего народа?

Вспоминать по всей русской земле – в Москве, Петрограде, Ливадии, Владивостоке, Тобольске, Екатеринбурге. И в Сарове, у преподобного Серафима.

Последние дни Романовых

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге были расстреляна императорская семья Романовых — Николай Александрович, Александра Фёдоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей и вместе с ними Евгений Боткин, лейб-медик, и трое слуг.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге были расстреляна императорская семья Романовых – Николай Александрович, Александра Фёдоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей и вместе с ними Евгений Боткин, лейб-медик, и трое слуг. В 1981 году Романовы были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы.

Фотографии семьи Николая II, сделанные Пьером Жильяром. Швейцарец по происхождению Жильяр прожил в царской семье много лет, совмещая обязанности преподавателя французского языка у детей и воспитателя цесаревича Алексея.

Царское Село, 1917

Последние дни Романовых

Царское Село, 1917

Кронштадт, 1914

Царское Село, 1917
Царское Село, 1917

Могилев, 1916
Могилев, 1916

Беловежский лес, 1913

Царское Село, 1913

12

13

10

11

07

08
04
05

01

02

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.