Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября

31-nativityofthetheotokos

21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Вообще, удивителен все-таки церковный календарь. Годовой круг заканчивается двунадесятым праздником в честь Божией Матери и начинается им. Успением завершается некая часть земного времени и Рождеством она же и начинается. Успением и Рождеством человека. Но какого человека!

Рождество Пресвятой Богородицы: история

Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века “Протоевангелие Иакова”.

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.”

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: “Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!”

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: “Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.”

Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Так начинается новое время

И важно, что и в том и в этом событии главной и самой необходимой вестью для нас является надежда. Чаяние грядущего воскресения из мертвых через Успение и сбывающееся ожидание многих и многих поколений людей, живших и ожидавших прихода Избавителя через Рождение у обычных земных людей совсем необыкновенной Девочки.

В книге Бытия есть удивительные и таинственные слова, которые Господь обращает к врагу человеческому – дьяволу: “вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ея: оно будетъ поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт. III, 15).  Эти слова можно понимать как пророчество о Той, кто произойдет от падших Адама и Евы, Той, от Кого произойдет Освобождающий первых людей от смерти и преступления. Словно бы предрекая дьяволу поражение за искушение и введение во грех людей, Господь здесь же дает и надежду той, кто первой ступила на путь преступления и греха. Надежду, которая обязательно исполнится, которая не будет посрамлена.

Святой Иоанн Дамаскин обьясняет это так: «Ева сделалась первою преступницею, и чрез нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир, но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир безсмертие». И в этих Божьих словах к змею говорится, конечно же, не о Еве, не о ее прямом и скором потомстве, но о Той Жене, Чей Сын  великой смертью Своей упразднит смерть Адама. Не случайно же, что Крест Христов – как Орудие победы над смертью изображается в месте, где по Преданию могли быть останки первого человека, где был погребен и сошел во тьму смерти Адам.

Какая удивительная символика: Распятый Господь поражает в голову смерть, которой от дьявола была поражен Адам. И там, где Он явлен уязвленный и убитый на Кресте, там же Он в величии Своей Божественной Славы берет за руки тех, кто когда-то ушел из света и любви в путь скорбей, страданий и боли.

Святое Евангелие не сообщает нам ничего о Рождестве Пречистой Девы. События рождения Матери Божьей описывается в так называемом Протоевангелии Иакова, где мы узнаем, что Дева Мария рождена от благочестивых и добрых людей Иоакима и Анны. Он был по происхождению из царского рода, она – дочерью первосвященника. До самых преклонных лет Иоаким и Анна не имели детей, отчего безмерно скорбели сами, а кроме того, были не принимаемы  и людьми, среди которых считалось, что бездетность подобна проклятию.

– Не достоин ты принести жертву Богу, ибо не создал потомства Израилю – сказано было безутешному Иоакиму первосвященником. С болью и скорбью удалился он в пустыню. Удалился для молитвы. Нет, не впал в отчаяние, хотя казалось бы, вот она – бездна – не допущен даже для поклонения Богу.  Но с молитвой осталась одна дома и Анна. И было сказано им обоим, что будет у них Дочь, Потомство Которой будет явлено всему миру.

Утешенные вестником Божьим встретились они у Золотых ворот Иерусалима. А в положенный срок Анна родила Девочку. Так начинается новое время, так начинается путь Адама и Евы в утраченный ими прекрасный и светлый Сад.

Я помню и слезы матери, и тяжелое  молчание отца

А что же наша жизнь? Как часто мы размышляем и думаем о надежде? Много ли ее в нашей жизни или мало? Казалось бы, как далеки во времени от нас все эти события, да и что в них особенного, сколько людей живут без детей, возможно, что живут иногда намеренно и осознанно.

Время, деньги, негде жить, зачем плодить нищету, мы еще не обустроились, мне еще сделать то, это, а вот надо защитить кандидатскую, надо построить карьеру, надо иметь надежное будущее… Это только малая часть из того, что бродит в наших умах в качестве отговорок. И я не осуждаю думающих подобным образом людей.

Жизнь на самом деле непредсказуема в своих крутых поворотах. В моем детстве и юношестве в конце 80-х начале 90-х родители очень часто по много месяцев сидели без зарплаты и вопрос, что мы будем есть утром, очень нередко вставал ребром – я помню и слезы матери, и молчание, тяжелое  молчание отца. Голода, к счастью, не было, а вот боль от того, что кормить детей нечем и что сделать ничего нельзя, что необходимо выживать и ужиматься – это было.

И создавая семью, и сейчас уже воспитывая детей, я тоже, кстати, опасаюсь, что однажды может так случиться и мне нечего будет ответить на вопрошающие взгляды моих детей. Хотя живем мы достаточно скромно, пусть и намного лучше, чем я сам когда-то, но никогда не было так, чтобы на наступающую тьму сомнений и тревоги хотя бы раз не пролился светом простой и спокойный ответ: не бойся.

А возможно и так, и я видел это сам: когда люди, создавшие все условия, построившие дома, карьеры, обеспечившие себя, имеющие возможность, хотели бы, но, увы, их попытки родить долгие годы оставались безуспешными. И не возращаемся ли мы тогда к тем самым безутешным Иоакиму и Анне, не те ли же слезы растерянности и непонимания, что когда-то блестели в глазах пожилой женщины, я вижу в глазах многих молодых и полных сил людей? А ведь казалось, что самое сложное и важное, то, что необходимо сегодня – это создать условия, сделать невозможное, успеть, добежать, получить, приобрести. Но невозможным оказалось не это.

Сложно и горько. И в этой же самой ситуации, говоря о жизни, пытаясь найти ответы в разговоре с людьми, я останавливаюсь на надежде. Да, я знаю, что есть очень серьезные обстоятельства, есть здоровье, есть очень многое вопреки… И все же… Надежда – это то, что нельзя оставить даже ложась вечером спать. Какие гарантии, что в этом же прекрасном и хорошем состоянии я проснусь новым утром. И проснусь ли…

И тогда возвратилась надежда

Да, понятно, что в мире, где все удобно и технически возможно почти все, в этом мире легко привыкнуть к мысли, что все произойдет само собой. А надежда – это у того, кто в пустыне за очередным барханом хотел бы обрести оазис. И важно, что сколько бы этих барханов не было, но сердце не остыло бы в поиске и жажде. Не в той физической жажде, а в той, которая обретает ответ и получает искомое.

Мир похож на пустыню – при всем своем удобстве. И мы в нем путники. Но один человек, отвергнутый другими, получил в этой пустыне ответ, не отчаялся и поднял глаза к Небу и был услышан. Так через годы уничижения, боли и вопросов тому, кто надеялся, пришла великая весть. Весть о том, что в этих скитаниях, в этом одиночестве и оставленности всеми, он не был оставлен Им.

О чем этот праздник?

О надежде. Малой и великой. Малой – родительской, ибо утешены скорби двоих неотчаявшихся, мужа и жены, отвергнутых, странных, ведь как их ещё принять, нет детей, значит что-то не то, значит наказаны, значит прокляты…

Но им уготовано стать родителями, но этой Девочке поклонятся лики небесные, Ею озарится мгла и новый рассвет даст иной Путь, которым пойдут усыновлённые и удочерённые Ей дети человеческие, Ее сердце пройдёт оружие, Ей уготовано то, что возможно не сможет перенести ни одна из матерей, но сердце Ее не только вместит это, но и сокроет в своей тишине многие и страшные раны и скорби нас.

Малое в великом и Великое в малом.

Молитва отца и матери была услышана, а ответ был дан нам всем.

У хорошего и доброго человека 9 лет назад в канун Праздника умер трехлетний сын. А потом он ему приснился и сказал, что он с Мамой. Хотя его земные мама и папа здесь, на этой земле.

И в том доме было много цветов.

И тогда возвратилась надежда.

Иконы Рождества Пресвятой Богородицы

Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни . Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни

Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни . Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни

Святые Иоаким и Анна

Святые Иоаким и Анна

Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск)

Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск)

Зачатие Пресвятой Богородицы

Зачатие Пресвятой Богородицы

Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV - начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV – начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300

Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300

Новгород. Середина XIVв. Третьяковская галерея, Москва

Новгород. Середина XIVв. Третьяковская галерея, Москва

Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век

Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век

Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.

Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.

Молитвы Рождества Пресвятой Богородицы

Тропарь Рождества Богородицы , глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.