Православные чтут память Иверской иконы Божией Матери

P1210784

26 октября.  Православная Церковь чтит память иконы Божией Матери Иверской.

Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи.

 

При императоре Феофиле (829 – 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.

Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

Иверская икона Божией Матери «Вратарница» – с пронзенным ликом

Иверская икона Божией Матери «Вратарница» – с пронзенным ликом

Иверская икона Божией Матери (Вратарница). Где она находится на Афоне? В чём помогает Иверская Богородица страждущим? Об этом читайте в нашей статье!

Иверская икона Божией Матери 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне)

Иверская икона Божией Матери.

1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад

нач. XVI в. (Иверский мон-рь

на Афоне)

Иверская икона Божией Матери

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы – на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России – названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: “Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам – тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители”.

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: “Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет”.

Иверская икона Божией Матери. Монастырь на Афоне

Иверский монастырь на Афоне

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса – Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне – Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

Иконография Иверской Божией Матери

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «᾿Ελεοῦσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

Мироточивая Иверская икона Божией Матери

Мироточивая Иверская икона

Божией Матери, Монреаль

Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище – подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери – храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

Иверская икона Божьей Матери “Вратарница” – русские страницы истории

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

“…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону”.

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. “И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…”

Иверская икона Божией Матери. Встреча иконы

Встреча списка Иверской иконы Божьей Матери со святой горы Афон

в Вознесенском храме г. Павловский Посад, апрель 2010.

13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им – Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

Иверская икона Божией Матери вратарница 1995 г. Иконописец иером. Лука (Иверская часовня, Москва)

Иверская икона Божией Матери.

1995 г. Иконописец иером. Лука

(Иверская часовня, Москва)

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны – и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Иверская

МАРИНА ЯРОСЛАВЦЕВА 

История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом.

…Прошло восемьсот лет, и заветная святыня оказалось бережно хранимой у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи, что в Малой Азии. В те времена царствовал там жестокий иконоборец – император Феофил. По его приказанию Божественные лики тщательно разыскивались, их изымали из Храмов, отбирали у жителей, обыскивая их дома. Народ видел страшное зрелище – в кострах полыхали иконы.

Вдова с сыном со страхом хранили свое сокровище, зная, что если их тайна обнаружится – от пыток и смерти им не уйти. Можно было бы избежать беды, добровольно выдав икону властям, но отдавать любимый Пречистый лик на попрание было выше их сил. Тогда в доме решено было сделать укромное место, куда поместили эту бесценную икону, и праведная семья часто удалялась туда помолиться Божьей Матери.

Но случилось непоправимое – донос! И вот уже вооруженные солдаты врываются в их дом, ломая и круша все вокруг себя.

– Где вы прячете своих идолов?!

– Так то вы исполняете указ императора!

– Вот она! Рубите ее!

И вот копье вонзается в святую икону…

Но что это?!

Солдаты в ужасе опустили оружие – из раны на лике Богородицы бежит кровь. Но, Господи! Корысть человеческая, которую не может смягчить даже чудо:

– Мы не тронем эту икону, но вот вам срок до завтра – собрать выкуп за наше молчание.

Сумма была огромна. Где бедной вдове взять столько? Но если даже отдать все, что есть в их жалком домишке, сможет ли такое чудо остаться скрытым от других? Скорее всего, кто-то из стражи не выдержит и обязательно проговорится, а это равносильно смертному приговору для семьи, и тогда икона все равно будет уничтожена… Спрятать икону, отдать кому-либо на сохранение? Но под пытками немощная женщина может рассказать об этом. Бежать вместе с ней? Но как утаить, скитаясь, эту святыню, если не смогли уберечь ее в доме…

– Сын мой, ты должен бежать от смерти, я же останусь и приму мученическую кончину – Господь меня не оставит. А святую икону мы отдадим на волю Божью…

Последний раз сын вместе с матерью вышел на морской берег. Они упали на колени и взмолились:

– Пресвятая Богородица! Ты Царица Небес и земли! Не оставь чудесный образ свой, избавь его от потопления и сохрани в его целости! Молим тебя, Пречистая!

Женщина вошла с иконой в руках в воду и пустила ее по волнам. И свершилось чудо – святыня поднялась из воды, стала прямо, как бы поддерживаемая невидимыми ангельскими руками, и понеслась вдаль на запад, вскоре растаяв на горизонте…

Дома, обнимаясь и плача, мать благословила сына бежать в Грецию и проводила его, оставшись ожидать возвращения стражи. Больше ничего не известно о судьбе этой мужественной женщины. Скорее всего, ее постигла та же участь, что и многих других христиан, принявших мученичество за иконопочитание. А ее сын благополучно добрался до Салуна, затем отправился в Афон, принял иночество и подвижничал в местах, в которых сейчас находится Иверская обитель.

…Прошло два века. Память афонских монахов сохранила его рассказ о необыкновенной матери и бесследно исчезнувшей иконе. И вот однажды, во вторник Пасхальной недели, близ Иверской обители, прогуливались по берегу и вели беседу старцы. Вдруг в море возник ослепительный огненный столб, уходящий в небо.

– Господи, помилуй!

Они пали на колени, со страхом перед таким божественным видением повторяя молитву:

– Помилуй, Господи!

Со всех окрестных монастырей собрались иноки посмотреть на такое чудо.

– Смотрите, братья! Этот свет исходит от иконы Божьей Матери!

 

И действительно – на волнах стояла икона, с кровью на рассеченном императорским солдатом лике. Вот тогда то и вновь вспомнили о пострадавшей во время иконоборства женщине и ее сыне. Но не так-то просто было взять эту святыню – стоило к ней приблизиться, как та удалялась от берега, не подпуская к себе братию. Со слезами удалились иноки в Храм и долго молились Господу, прося даровать им чудесную икону. Она же несколько дней и ночей так и стояла в море, будучи неприступной, освещая воду своим неземным светом.

В то время жил в Иверской обители настоящий ангел небесный – грузин Гавриил. Был он кроток душей, как ребенок, и беспощадно суров к своему телу. Видимо, не было в тех краях более чистого сердцем человека, раз явилась к нему во сне сама Богоматерь и сказала:

– Скажи настоятелю и братии, что Я хочу дать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к вашей обители.

Наутро на берегу снова собрались монахи, молящиеся за Гавриила. Святой старец с верой прошел по воде и вернулся с великой святыней в руках. Не было предела радости иноков! Три дня и три ночи шли перед ней не прекращаемые молебны, после чего икону Божьей Матери с почестями внесли в алтарь соборной церкви.

Наступило утро следующего дня. Монахи с ужасом обнаружили, что чудесная икона исчезла. Но вскоре ее нашли… над вратами обители.

Еще два раза ее пытались перенести в алтарь – и каждый раз, на рассвете, чудесный лик оказывался сияющим на прежнем месте.

И снова Богородица является во сне старцу Гавриилу со словами:

– Объяви братии, что Я не хочу быть охраняемою вами, но хочу Сама быть вашей Хранительницей не только в земной, но и в небесной жизни. Я испросила у Бога милость Мою вам, и доколе вы будете видеть Мою икону в этой обители, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет.

Тогда вокруг врат был возведен храм, где и была оставлена прекрасная икона, которая хранится там и по сей день. Называется же она «Вратарница» или «Привратница» – от названия выбранного Божьей Матерью для своего дара места. А еще она носит название «Иверская» – по месту ее явления, Иверской обители.

В 17 веке будущий Святейший Патриарх Никон обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Иноки с молебным пением омыли доску из кипарисового дерева святой водой с мощами, и отдали ее преподобноиноку Романову. Этой водой священник-иконописец развел краски и, находясь в строгом посте и молитве, изобразил на этом дереве копию Иверской иконы, ничем не отличимую от подлинника. Его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы.

P1210784

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.