Чудеса святителя Иннокентия Иркутского

607

Прославленный во святых, дивный в чудесах, чтимый ближними и дальними,чудотворец Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии. По преданию, родился он в семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего польского рода. Фамилию эту вместе с дворянским достоинством пращуры будущего святителя получили от польского короля Болеслава Храброго. При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия.

 

Первые чудеса

1766 г

Первое чудо святителя Иннокентия. Икона церкви Успения Божией Матери бывшего Вознесенского монастыря

Архимандрит Синесий, Епископ Сафроний и губернатор Фрауендорф

В Вознесенском монастыре, в день храмового праздника Вознесения Господня, у настоятеля архимандрита Синесия было много гостей, а во главе их иркутские — епископ Софроний, и первый губернатор (в это время Иркутск возведен на степень губернского города) Фрауендорф.
После обеда губернатор полюбопытствовал видеть нетленное тело Иннокентия. Преосвященный, после долгого, говорят, отрицания, приказал открыть пещеру над гробом, и что же? Посланные нашли могильный склеп сверху донизу за валенный снегом, а это было 1-е число июня. Велено снег очистить; но по мере того, как очищали, появлялся новый. По отъезде же губернатора пещера оказалась бесснежною и чистою, как и всегда была, и в которум снег не проникал никогда и зимою.

Явление св. Иннокентия жене регистратора Пелагеи
Образ святителя Иннокентия. Шитье иркутянки, дочери стацкого советника девицы Екатерины Александровне Постниковой

1780 г

Жена регистратора Ивана Судейкина; Пелагия Иванова две недели лежала в же токой горячке и призвала на помощь Свят! теля Иннокентия. Во время сна она увидел) себя в церкви, подобной той, под котороя почивал Святитель. Сам Он отправлял утреню и по просьбе больной из царских врат благословил ее, потом выслал ей с ангеловидным человеком часть хлеба наподобие артоса. Употребивши часть, она спросила: какую в благодарность должна Чудотворцу читать молитву? Угодник вышел к ней из алтаря и, держа в руке свиток, сказал: читай молитву, в сем свитке написанную. Больная приняла свиток и проснулась, и встала с одра своего. В памяти своей сохранила она следующие слова свитка: «Милостивый мой наставниче, благоутробия сокровище, правоверия учителю, архиереев похвале, беспомощных заступниче, Отче наш иерарше моли Бога о нас». На память сего события в Иркутском Вознесенском монастыре, близ раки Святителя, можно видеть образ Его в рост, в уменьшенном размере. Святитель изображен в мантии и клобуке, вышитых серебром, и вокруг изображения Святителя также вышиты серебром вышеозначенные слова молитвы. Образ сей вышивала иркутянка, дочь статского советника девица Екатерина Александровна Постникова (в 1854 г. 22 ноября скончавшаяся в приходе Спасской церкви 79лет), и посылала его в дар ко Двору. Государь пожаловал ей образ возвратил, который потом и поднесла она в дар Угоднику Божию.

1783 г

«Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради
его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь»
«Сохрани Своего угодника и действительную церковь»

Спустя 17 лет летом 1783 года в Вознесенском монастыре произошел пожар. В летописи Иркутска свидетели пожара записали: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, сгорели кельи все, три церкви – две каменные снаружи и внутри без остатку, при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был!
Была уже объята пламенем и деревянная Тихвинская церковь, под которой покоились мощи святого Иннокентия. Народ с ужасом ожидал, что святые мощи погибнут в огне и просил у епископа Михаила вынести их из склепа. Епископ на эту просьбу ответил: «Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь». И тотчас огонь начал ослабевать. Тихвинская церковь осталась целою, лишь с обгорелыми снаружи стенами.

 

 

Святитель исцеляет протоиерея Логинова

1795 г

Иркутский протоиерей Иоанн Логинов восемь лет страдал глазною болезнию и напоследок ничего уже не мог видеть. К тому в одном глазе открылась невыносимая ломота, продолжавшаяся более полуторых месяцев. Протоиерей обратился с усердною молитвою к Святителю Иннокентию. Во время, когда больной, сидя в кресле и облокотясь на стол, держал руками голову, Святитель ему в том облачении, в котором почивал, положил на голову его свои руки и сказал: «Призывай в помощь Иннокентия». Старец в первый раз увидел горницу, в которой сидел, а затем получил совершенное исцеление глаз и в течение двух лет после сего жизни пользовался до самой смерти хорошим зрением.

1795 г

Явление Святителя девице Анастасии Гавриловой

Дочь священника Иркутской Спасской церкви девица Анастасия Гаврилова, находясь в тяжелой болезни, просила помощи от Святителя Иннокентия. На нее нашел сладкий покойный сон, и виделелось ей, якобы она в праздник Пасхи пришла к литургии в Иркутскую Крестовоздвиженскую церковь, в которой никого не было, кроме стоявшего в царских вратах архиерея с чашею в руке, из которой Он присобщил больную Св. Тайн, и сказал: «Имей веру неослабную к Святителю Иннокентию, и будешь здрава». Когда же она, Анастасия, оклонившись, отступила от чаши, то усмотрела небольшого мальчика, который сказал ей: «Святитель, приобщивший тебя Св. Таинств есть Сам Иннокентий». Пробудившись, она почувствовала облегчение и скорую возможность идти в монастырь — благодарить Угодника.

Выздоровление вдовы купца Киселева

1796 г

В начале июля 1796 г. вдова иркутского купца Федора Киселева Агрипина Прокопьева по случаю кончины 30-летнего сына впала в невыносимую тоску и сделалась тяжко больна. Во время сна ей явилось, что четыре священника внесли в ее комнату с пением гробницу под дологим покровом и поставили. Больная спросила: «Чья это гробница?». «Молись, молись Иннокентию и избавишься от недугов», — отвечали ей священники. Сказав сие, они вынесли гроб со славою. Больная, пробудившись, почувствовала облегчение от тоски и болезни, а вскоре и совсем выздоровела.

Исцеление тульского купца Даниила Шапошникова

1798 г

Тульский купец Даниил Шапошников, в бытность свою в Иркутске, летом 1798 г. тяжко заболел, два месяца не вставал с постели, не употреблял пищи, находясь в опасности жизни был напутствован. В одну ночь задремал он и видит, что в комнату к нему вошел архиерей в мантии, старец, украшенный сединами, остановился у возглавия больного, ударил жезлом в пол и сказал: встань! Удар был так силен, что больной вздрогнул и, встрепенувшись, спросил у жены, находившейся в той же комнате: кто был у нас и стучал в пол?.. Она, находясь в испуге, отвечала, что слышала, как отворилась дверь, и что сама от стука в пол пробудилась и полагает, что их посетил Святитель Иннокентий, которого она призывала в помощь. С этого времени больному стало легче, скоро выздоровел.

Чудеса в наши дни

Прощание

Когда увозили из Иркутска мощи святителя Иннокентия, люди, которые видели их открытыми, были поражены тем, какое потрясающе светлое лицо было у святителя. Верующие дежурили у мощей день и ночь, кто сколько мог — не хотели отдавать, скорбели и плакали… И однажды, в одну из таких ночей перед отъездом, все видели, как огонь с неба сошел на мощи святителя, и тогда решили, что этот знак подан им в утешение и означает, что святитель вновь вернется на нашу землю.
Когда же мощи все-таки тайно погрузили в вагон, чтобы увозить, поезд не смог двинуться с места. Как ни старались, что ни предпринимали — все напрасно. Тогда власти вынуждены были привести священника. И тут же, на вокзале, отслужили молебен святителю. Только тогда поезд тронулся, и мощи увезли в неизвестном направлении…

Обновление иконы святителя Иннокентия

Прихожане Знаменского храма, рассказали, что когда-то, лет тридцать-сорок назад, икона святителя Иннокентия было совершенно черной. На ней ничего не было видно — только маленькое окошечко с частицей мощей. Но все знали, что это наш дорогой святитель. С благоговением прикладывались и служили ему съезжавшиеся отовсюду священники и миряне, читали акафисты… Этот образ был на правой стене в конце Знаменского придела у Распятия, на том месте, где сейчас находится Тихвинская икона Божией Матери. Там же рядом висела и собственноручная рукопись святителя, вставленная в деревянную рамочку — величайшая драгоценность для нашей епархии. И вот за несколько лет до второго обретения мощей, икона начала постепенно обновляться. Сначала все увидели голубой молниеобразный зигзаг — так проявились складки ткани на жезле в руке святителя. А потом как из далекого далека проступил для нас дорогой образ и засиял новыми свежими красками открылся прекрасный лик с проникновенным взором… Тогда икону перенесли на ее новое, уже теперешнее место. А еще через несколько лет и сам святитель Иннокентий соблаговолил возвратится в родной город, исполняя обещанное. Пришел, наконец, этот долгожданный час.

Отражение лика Святителя на стекле

Возвращение

30 августа святые мощи в сопровождении священников Сергия Кузнецова и Александра Белого отправились в Иркутск. Но сколько еще злоключений пришлось пережить!
Скорый поезд №10 «Байкал» опаздывал. Ожидали его на первый путь, а пришел не фирменный голубой, а зеленый, обляпанный грязью, на второй путь. За две минуты перед отправлением открылась дверь 17-го вагона и заспанный человек на вопрос: «Куда идет поезд?» — ответил: «в Иркутск». Гроб с мощами еще был на перроне, а поезд уже тронулся. С помощью работников станции сорвали стоп-кран и остановили поезд. Внесли гроб и, уговорив проводника впустить батюшек в тамбур, тронулись. Но вскоре, в ближайших за Ярославлем лесах, вдруг снова остановились. Там, по пути следования, сошли с рельсов два товарняка. Не случись задержки на станции, именно «скорый» иркутский должен был пройти по этому перегону.

Деревянный крест

И еще одно чудесное событие произошло при возвращении мощей святителя. При вскрытии раки в 1921 году архимандрит Вознесенского монастыря Герман вынул из рук святителя деревянный крест с тем, чтобы сохранить его и передал жительнице Иркутска Галине Викторовне Черепановой. «Когда Святитель вернется на свое место, ты должна вложить крест ему в руку, из которой он взят», Спустя многие годы Галина Викторовна передала крест нынешнему архиепископу Керченскому Анатолию, викарию Сурожской епархии по благословению архимандрита Псково-Печерского монастыря Иоанна (Крестьянкина). Перед отъездом в Великобританию на место нового назначения, владыка Анатолий 4 ноября 1990 года после праздничной литургии осуществил завещанное. Крест был помещен в гробницу святителя Иннокентия. Божий промысел свершился и в этом!

 

Житие святителя Иннокентия епископа Иркутского

 

 

 

Прославленный во святых, дивный в чудесах, чтимый ближними и дальними,чудотворец Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии. По преданию, родился он в семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего польского рода. Фамилию эту вместе с дворянским достоинством пращуры будущего святителя получили от польского короля Болеслава Храброго. При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия.

Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Учился Иван очень хорошо, каждый предмет изучал основательно и не было ни одной дисциплины, которую бы он не освоил с успехом. С особенным прилежанием он занимался словесностью, надеясь впоследствии подвизаться в проповеди Слова Божия.

Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий. Избранник Божий принял постриг в Антониевой пещере, под Киевом.

По окончании академии, примерно в 1706-1708 годах, благочестивый инок был затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а отсюда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Лавра, чтобы послужить здесь примером доброго иноческого жития. Ему была поручена важная должность обер-иеромонаха во флоте. Св. Иннокентий в течение каждой недели должен был обозреть все корабли, наблюдая за жизнью флотских иеромонахов в качестве правительственного лица и разрешая им разные недоуменные вопросы. 

Появление образованного, благочестивого инока стало заметно на общем фоне подвизавшихся, и молодой монах скоро обратил на себя внимание императора Петра I. Опираясь на мнение Сибирского митрополита Филофея (Лещинского), государь утвердился в своем желании образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по плану царя, должен был возглавить епископ. Митрополит рекомендовал на эту должность иеромонаха Иннокентия, мужа вполне достойного царева доверия.

На третьей седмице Великого поста, 5 марта 1721 года, в воскресенье, в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа. Таинство в присутствии Всероссийского самодержца свершили члены Святейшего Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) и Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович). 

Сразу по Пасхе, на Светлой седмице, владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, выехал из Санкт-Петербурга в страну неведомых хинов. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.

В то время в Пекине неожиданно большое влияние приобрели иезуиты, которые под различными предлогами склоняли, местных чиновников уклоняться от принятия русского епископа. И повод для отказа был найден. В письме с просьбой о разрешении на въезд владыка Иннокентий был назван <богдо> — то есть <великий>, а у китайцев такое обращение было принято только к императору, и потому де двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно.

В ожидании новых указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Скорбна была жизнь святителя. Не получая жалования, а назначено ему было 1500 рублей в год, он содержал себя и свиту подаяниями доброхотов. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась. Поношенное платье владыка чинил себе сам. Утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе.

<Где мне главу преклонити и прочее жития моего время окончати Святейший Правительственный Синод заблагорассудит? — писал он в Синод. — Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад… понеже и лисы язвины имут на починок, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюсь бо со двора на двор и и из дому в дом переходящи>. 

Кое-как пристроился владыка со свитой жить на даче Троицкого Селенгинского монастыря. А чтобы не даром есть монастырский хлеб, он и его диакон писали для храма иконы.

Не без Промысла Божия отказали китайцы во въезде владыке. Вынужденное его <сидение> в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск.

Лишь в марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. Управлял монастырем в отсутствие архимандрита Антония Платковского игумен Пахомий. Он отвел высокому гостю и его свите помещение на восточной стороне обители, на берегу Ангары. Здесь же, на монастырских землях, им выделили участки под огород, и таким образом жизнь обрела некую стабильность, особенно летом, когда нужно было заниматься огородничеством. Узнав о жительстве в монастыре епископа, в поисках духовного утешения к нему стали стекаться люди. Особенно стремились к владыке дети и инородцы.

В тот же год скончался император Петр I. Вдова и наследница престола Екатерина I назначила чрезвычайным послом в Китай графа Савву Владиславовича Рагузинского и обязала его взять с собой в Пекин епископа Иннокентия, если, конечно, китайцы согласятся.

В Иркутск Рагузинский прибыл 5 апреля 1726 года. Встретившись с владыкой, он предложил ему возвратиться в Селенгинск и там ждать его, а сам задержался в Иркутске для необходимых дорожных приготовлений. В это время в Иркутск из Москвы вернулся архимандрит Антоний Платковский, ранее уже бывавший в Пекине с послом Измайловым. Очень ему хотелось быть начальником тамошней миссии, и он постарался расположить к себе графа Рагузинского. Всю ловкость, хитрость, услужливость и хлебосольство, даже наветы и хулу на епископа Иннокентия, постарался употребить архимандрит Антоний. Следствием этих маневров архимандрита было письмо посла Рагузинского в Петербург, в котором говорилось, что он не надеется на то, что китайцы примут владыку, а потому находит способным к должности начальника миссии архимандрита Антония Платковского. Письмо было отравлено с нарочным в Петербург и там принято без проверки. В марте следующего года святитель Иннокентий получил новый указ — опять переселиться в Вознесенский монастырь. Начальником миссии в Пекине был назначен архимандрит Антоний Платковский.

Только владыка успел устроиться в Вознесенском монастыре, как из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была образована новая кафедра, и с преосвященного Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов.

Водворившись на новом месте, владыка Иннокентий столкнулся с теми же проблемами, что и в Селенгинске. По-прежнему не на что было жить, все так же не было крыши над головой. Консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. В то время Иркутск еще не разросся до пределов Вознесенского монастыря, и владыке приходилось часто путешествовать по плохой дороге в город и обратно. Будучи не очень здоровым человеком и тяжело перенося переезды, он просил граждан Иркутска дать ему на время помещение. Не нашлось среди иркутян того, кто бы принял в свой дом будущего молитвенника и заступника пред престолом Божиим за всю иркутскую паству. Наконец в 1728 году провинциальная канцелярия сжалилась над владыкой и отвела ему дом боярского сына Димитрия Елезова.

Немногим более четырех лет окормлял он иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил он с великой пользой для спасения. Как было уже сказано, владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял. На теле он носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.

Очень любил владыка делать что-либо своими руками. Днем помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовном послушании, а по ночам шил для учеников обувь (чарки). Своими руками посадил в монастыре два кедра. 

Пастырь добрый не только руками трудился, но и на мгновение не оставлял главного дела — проповеди Слова Божия. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное.

Физические немощи не могли остановить его неиссякаемой любви к Богу, которой он спешил поделиться со всеми. Следование за Христом было для него не просто призывом, но смыслом жизни. Этим принципом руководствовался он в каждом деле. Шил ли чарки, учил ли бурят, возводил ли храм, он всегда перед собой имел образ Спасителя нашего Иисуса Христа.

Надлежало ему по должности творить суд, и никогда не перекладывал он на других это неприятное дело. Всегда решал сам, входил во все обстоятельства дела, быстро принимал решения, покрывая любовью строгую правду закона.

При всех неблагоприятных условиях сообщения с городом в его правление почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора. 

При Вознесенском монастыре еще архимандритом Платковским была устроена монгольская школа. Святитель Иннокентий не только поддержал это полезное для края начинание, но открыл еще славяно-русскую школу для всех сословий.

Первый Иркутский епископ исходатайствовал из государевой казны содержание для своих преемников и средства на сооружение архиерейского дома. Им же были определены границы епархии.

От трудов праведных любил владыка отдохнуть в небольшом селении Малая Еланка, в пятнадцати верстах от Вознесенской обители.

Здесь жили направленные из монастыря на полевые работы послушники, монахи и крестьяне. Помогая в будние дни «труждающимся и обремененным», он следил за тем, чтобы воскресные и праздничные дни никакие заботы не отвлекали бы их от службы Божией. В самой Малой Еланке была организована часовня и, владыка не раз предсказывал, что со временем на месте ее будет возведен храм. Пророчество это исполнилось в конце XIX века. При жизни владыка не раз еще поражал современников своей духовной прозорливостью.

Как-то на день Кирилла, патриарха Александрийского (9 июня), жители селения Фекского просили владыку отслужить у них Божественную литургию. «Хорошо, — ответил владыка, — отслужим. Но только вперед съездим по лету, а назад по зиме». В тот момент селяне не поняли смысла его слов, но на следующий после литургии день выпал такой снег, что владыке пришлось возвращаться в санях.

Был и другой удивительный случай, утвердивший всех в том, что владыка был подлинно сосудом избранным, исполненным Духа Свята. Однажды, при совершении крестного хода вокруг города, начался ливень и все промокли до нитки. И только святительских одежд не коснулась ни одна капля!

Такие проявления на нем Божией благодати стяжали ему еще при жизни любовь и уважение паствы, а по кончине стали основанием к благоговейному почитанию его памяти. >

Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом. В последний раз совершал он Божественную литургию в день Покрова Пресвятой Богородицы и затем в воскресный день 3 октября. После этого немощи человеческие приковали владыку к одру. Болезнь то усиливалась, то отпускала. В минуты ухудшения здоровья владыка созывал братию, благодарил служивших ему за любовь и попечение, раздавал на память кое-что из своих вещей, а тем, кому подарков не хватило, обещал при первом укреплении сил обязательно вознаградить. Очень скорбел владыка, что оставляет Вознесенский храм в неисправном состоянии и не раз высказывался, что если бы положили ему жалованье, то первую тысячу рублей употребил бы на построение каменной церкви.

Жалованья при жизни он так и не дождался. Решение о начислении ему содержания и удовлетворения некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался.

В четверг 25 ноября страдания святителя стали чрезвычайными. Братию и всех городских священников он просил молиться о себе и отслужить после литургии параклис. В субботу 27 ноября 1731 году в седьмом часу утра Господь навеки упокоил святителя. 

Монастырский колокол возвестил о его кончине, последовавшей в присутствии его духовника иеромонаха Корнилия (Бобровникова), братии и келейников. Почившего облекли в его власяницу, поверх которой надели китайского шелка подрясник и шелковую мантию. Голову владыки покрыли клобуком, в котором он ходил при жизни.

О кончине владыки было доложено вице-губернатору Жолобову. Вице-губернатор, непомерно корыстный и алчный человек, решил воспользоваться случаем и отобрал не только все имущество владыки, но и часть монастырского достояния. Обобрав таким образом обитель, он лишил братию не только возможности похоронить святителя Иннокентия, но даже и литургию невозможно было совершать за неимением вина. И только после настойчивой просьбы Жолобов выделил на погребение святителя триста рублей, запретив при этом впредь обращаться к нему.

Погребение святителя было совершено 5 декабря. Гроб из соснового дерева был обит черным бархатом. Пречистое тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведенной в 1688 году старцем Исаией.

Вскоре после кончины святителя Господь явил суд над обидчиками владыки. Архимандрит Антоний (Платковский), до последней степени обесчещенный в Пекине иноверцем Лангом, который публично и жестоко избил его, в узах был провезен мимо Вознесенской обители в Петербург. Там ожидало несчастного лишение сана и заточение. Вице-губернатору Жолобову по приговору уголовного суда в Петербурге была отрублена голова. Оба эти события поразили промыслительностью всех, даже самых закоснелых в неверии. 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.